10 октября
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Северная земля – Мурманская область

Особо искушённые путешественники говорят: чем дальше, тем интереснее. Вот и мы решили открыть нашим читателям некоторые особенности земель, расположенных на северо-западной окраине Европейской части России. Речь пойдёт о Мурманской области – стратегическом районе страны, имеющем общую границу с Европейским Союзом и странами НАТО. Область граничит с Финляндией и Норвегией.

Всевышний дал людям знания и возможности, чтобы они могли заселить разные земли и обустроить свою жизнь. Свою обитель и пропитание, по воле Всевышнего, тысячи людей нашли в далёкой Мурманской области. За Полярным кругом расположен Мурманск – незамерзающий крупнейший порт Российской Федерации. Северный военно-морской флот, который базируется в регионе, обеспечивает на северных рубежах обороноспособность страны.

 

Регион имеет важное геополитическое положение, значительные экспортные возможности, более того, это мощнейший транспортный узел, обеспечивающий поставку грузов на Крайний Север, в Арктику и дальнее зарубежье. Активный участник международного Баренцева Евро-Арктического сотрудничества.

 

Большая часть территории расположена севернее Полярного круга и простирается на Кольском полуострове. Всевышний одарил эти земли разнообразными природными ресурсами. В недрах Кольского полуострова добывается большое количество полезных ископаемых.  Мурманская область образована 28 мая 1938 года.

 

Город-герой Мурманск

Мурманск – административный центр области, официальной датой основания города считается 1916 год. Царь Николай II назвал новый город Романов на Мурмане. После Февральской революции, в 1917 году, забыли про основателя города, и он получил своё нынешнее название.

 

История религиозных общин

Представители мусульманских народов стали проживать в городе Романов на Мурмане с момента его основания, в основном это были служащие Военно-морского ведомства и простые граждане разных профессий. Первое религиозное медресе в Мурманске мусульмане открыли уже в начале 1920-х годов.

 

Но просуществовало оно совсем недолго; был издан указ, согласно которому все религиозные образовательные учреждения преобразовывались в светские, и на базе данного медресе открыли обычную школу.

 

В годы гонений на религию представители всех конфессий вынуждены были выполнять свои религиозные обряды тайно. В военный и послевоенный периоды, когда давление на религию чуть смягчилось, мусульмане Мурманска негласно собирались для совершения пятничных и праздничных намазов в домах, где была для этого возможность.

 

В общине появлялись неофициальные имамы. Известны имена таких имамов, как Исхак Усманович Богданов, Ахать-бабай. Религиозные деятели тех времён заключали браки, выполняли обряд имянаречения, хоронили умерших по нормам Ислама, возглавляли праздничные и пятничные молитвы, разъясняли людям вопросы веры, обучали совершению намаза, соблюдению поста в месяц Рамадан, делали наставления и т. д., таким образом помогали как могли сохранить веру в сердцах людей.

 

Порой имамы сильно рисковали, за такую деятельность они могли быть легко привлечены к ответственности. После развала СССР начался процесс открытия религиозных организаций и легализации деятельности членов мусульманских общин. В 1990 году было создано первое общество татарско-башкирской культуры. Мусульманские религиозные организации предпринимали попытки строительства мечети.

 

В настоящее время в Мурманской области проживает большое количество мусульман – этнические общины татар (по переписи 2002 г. – почти 8 тыс. чел.), азербайджанцев (4,6 тыс.), башкир (1,2 тыс.), лезгин (0,8 тыс.), казахов и узбеков (по 0,5 тыс.), аварцев, даргинцев, табасаранцев и др.

 

Мусульмане Мурманска собираются в молельном доме для совершения пятничной молитвы, отмечают религиозные праздники, принимают активное участие в жизни общества. Они взаимодействуют с представителями других конфессий, совместно проводят различные мероприятия, направленные на укрепление межконфессиональной и межнациональной дружбы, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, а также неприятие деструктивных идеологий.

ХАДЖИМУРАТ РАДЖАБОВ