Сын неверного, погибший за Ислам

Посланник Господа миров ﷺ открыто огласил свой призыв наставления на путь истины. Человека, о котором идёт речь, звали ‘Икрима, и он был самым благородным, богатым и знатным среди всех курайшитов. «Добро пожаловать, о всадник, совершивший переселение (хиджру)!» (приветствие Пророка ﷺ в отношении ‘Икримы). «К вам скоро зайдёт ‘Икрима, будучи уверовавшим и совершившим переселение (хиджру). Не поносите же его отца, ибо хула мёртвого вредит живому, но не доходит до умершего» (Мухаммад – Посланник Аллаха ﷺ).

статья опубликована в номере: 22 (587) / от 15 ноября 2019 (Раби уль-Авваль 1441 г.)
68

 Как пишут историки, по логике вещей ‘Икрима должен был бы заслуженно и по праву принять исламскую веру вслед за такими соплеменниками, как Саад ибн Абу Ваккас رضي الله عنه, Мус’аб ибн Умайр رضي الله عنه и другими такими же представителями знатнейших родов в Мекке, если бы не его отец.

 

А отцом его был величайший мекканский богатырь, верховный вождь язычников и мастер изощрённых и жестоких пыток, через которые Всевышний проверял стойкость веры правоверных, и они выдержали это. Через его козни Господь испытывал истинность вероубеждения верующих, и они подтвердили свою стойкость...

 

Достаточно сказать, что его отца прозвали Абу Джахль, что значит «отец невежества»; такое прозвище дал ему Пророк ﷺ, а настоящее его имя было ‘Амр ибн Хишам. В силу руководящего положения своего отца ‘Икрима ибн Абу Джахль был вынужден выступить против Посланника Господа ﷺ.

 

Будучи злейшим врагом Пророка ﷺ, он причинял большой вред его сподвижникам и подвергал мусульман жесточайшим пыткам к величайшей радости своего отца. После смерти отца в битве при Бадре в отношениях ‘Икримы и Пророка ﷺ произошёл новый поворот...

 

Если вначале ‘Икрима враждовал с Посланником Аллаха ﷺ по наущению своего отца, то теперь он встал на путь мести. Вместе с группой других людей, чьи отцы были убиты при Бадре, ‘Икрима начал разжигать пламя ненависти к мусульманам и Мухаммаду ﷺ в сердцах язычников.

 

Он умело раздувал угли мести в душах курайшитов вплоть до битвы при Ухуде. Там на своём правом фланге курайшиты расположили всадников под командованием Халида ибн аль-Валида. На левом фланге всадниками командовал сам Икрима ибн Абу Джахль. В то время это были два самых искусных наездника среди язычников, что во многом и предопределило исход битвы в пользу курайшитов.

 

В «Битве у рва» язычники в течение долгого времени держали Медину в осаде, пока не истощилось терпение ‘Икримы, которому блокада очень надоела. Выбрав место, где ров был самым узким, он повёл свою конницу на штурм.

 

В результате этой безрассудной попытки ‘Икриме и нескольким из его людей удалось форсировать ров, но в этой схватке погиб в поединке с ‘Али ибну Абу Талибом رضي الله عنه ‘Амр ибн Вудд альАмири (один из самых искусных воинов курайшитов). Самому же ‘Икриме удалось спастись бегством.

 

Языческий оплот

В день освобождения Мекки курайшиты решили, что им не по силам выступить против Мухаммада ﷺ и его сподвижников. Поэтому они решили сдать Мекку мусульманам без боя. Этому способствовало и то, что Посланник Аллаха ﷺ приказал своим командирам вступать только в ответные боевые действия.

 

Однако ‘Икрима ибн Абу Джахль, как наиболее ярый противник мусульман, с группой своих людей выступил против единогласного решения курайшитов. Они ввязались в схватку с большим отрядом мусульман, но в этом столкновении уже уверовавший Халид ибн аль-Валид رضي الله عنه нанёс им поражение.

 

В этом небольшом столкновении некоторые из сторонников ‘Икримы были убиты, другие спаслись бегством. ‘Икрима был среди тех, кому удалось спастись. Однако оказался припёртым к стене, так как все жители Мекки, покорившись мусульманам, отвернулись от него.

 

Посланник Аллаха ﷺ простил многих курайшитов, которые ранее выступали против него... Однако это прощение не распространилось на небольшую группу людей, названных поимённо. Пророк ﷺ повелел казнить их, даже если они укроются за стенами Каабы.

 

Первым в списке значилось имя ‘Икримы ибн Абу Джахля. Узнав об этом, он скрытно покинул Мекку и направился в Йемен, так как только там надеялся найти убежище. В это время Умму Хаким, жена ‘Икримы, и Хинд, дочь ‘Утбата (жена Абу Суфьяна, мать Му’авията رضي الله عنه), и вместе с ними около десятка других женщин, зашли к Пророку ﷺ для того, чтобы дать клятву верности и принятия религии Ислам.

 

Рядом с Посланником Аллаха ﷺ в это время находились две его супруги и любимая дочь Фатима . Женщины по очереди начали открывать свои лица и выражать радость от принятия истинной религии. Жена Абу Суфьяна сказала: «О Посланник Аллаха ﷺ, на земле не было дома для меня более ненавистного, чем твой дом, а сегодня нет дома более любимого для меня, чем этот твой дом».

 

Пророк ﷺ очень обрадовался их визиту и сказал, что он более рад видеть их у себя дома уверовавшими в Единого Господа. В конце Умму Хаким обратилась к Любимцу Господа: «О Посланник Аллаха ﷺ, поистине ‘Икрима бежал в Йемен в страхе, что ты убьёшь его; я же обращаюсь к тебе с просьбой простить его».

 

Пророк ﷺ тихо молвил: «Он прощён». Она отправилась за ним в Йемен, чтобы вернуть его в Мекку. ‘Икрима в это время находился на берегу Красного моря, чтобы на лодке уплыть далеко от Аравийского полуострова. Он подошёл к одному из моряков, хозяину лодки, с просьбой переправить его на другой берег.

 

Моряк, будучи уверовавшим, потребовал от ‘Икримы очиститься, прежде чем сесть на лодку. Тот в недоумении спросил: «Как это очиститься?!» Моряк сказал: «Произнеси слова шахады (свидетельство о вере в Единого Господа и пророчестве Мухаммада ﷺ)».

 

‘Икрима прошептал: «Разве не от этого я убежал?» В это самое время Умму Хаким нашла его и, обращаясь к нему, сказала: «О сын моего дяди, я пришла к тебе от самого доброго и милосердного из людей – от Мухаммада сына ‘Абдуллаха ﷺ.

 

Я попросила его простить тебя, и он принял мою просьбу». – «Ты сама лично говорила с ним?» – «Да», – радостно ответила она ему. Когда ‘Икрима уже находился в пути и был на подходе к Мекке, Посланник Аллаха ﷺ обратился к своим сподвижникам: «К вам сейчас явится ‘Икрима, будучи уверовавшим и совершившим переселение (хиджру).

 

Не поносите же его отца, ибо хула мёртвого вредит живому, но не доходит до умершего». Вскоре ‘Икрима с женой прибыли к месту, где Посланник Аллаха ﷺ сидел в кругу своих сподвижников. Пророк ﷺ с великой радостью устремился к нему, не накинув даже верхней одежды. «Добро пожаловать, о всадник, совершивший переселение (хиджра)!» – обратился он к нему со словами приветствия.

 

Лицо Икримы осветилось радостью, и он сказал: «Клянусь Аллахом ﷻ, о Посланник Аллаха ﷺ, я воевал против Аллаха ﷻ, но с сегодняшнего дня я многократно больше буду воевать во имя Аллаха ﷻ и Его религии». С этого дня ряды Ислама пополнились отважным бойцом на полях сражений, преданным рабом Аллаха ﷻ, добросовестным и прилежным чтецом Книги Аллаха ﷻ в мечетях. Возлагая себе на лицо свиток Корана, ‘Икрима восклицал: «Книга моего Владыки!.. Слово Господа моего!..».

 

При этом он рыдал, благоговея пред Аллахом ﷻ и страшась перед Его могуществом. Икрима ревностно выполнил свой обет, данный им Посланнику Аллаха ﷺ. Он принимал участие во всех сражениях на пути Господа, находясь в авангарде бойцов. В битве при Ярмуке ‘Икрима рвался в бой подобно тому, как истомлённый жаждой в жаркий день человек стремится к холодной воде.

 

Когда в одном из боёв мусульмане попали в критическое положение, ‘Икрима устремился в самую гущу византийцев. К нему поспешил Халид ибн аль-Валид رضي الله عنه со словами: «Не делай этого, ‘Икрима! Если тебя убьют, это будет тяжёлой потерей для мусульман». ‘Икрима ответил ему: «Оставь меня, Халид... Ты уже давно являешься сподвижником Посланника Аллаха ﷺ. А я и мой отец были злейшими его врагами. Позволь же мне искупить прошлое...».

 

Далее Икрима воззвал к мусульманам: «Кто поклянётся пойти на верную смерть?» Вместе с четырьмястами мусульманами поклялись умереть дядя ‘Икримы аль-Харис ибн Хишам и Дзырар ибн аль-Азвар. Они вступили в ожесточённый бой с врагами за командный пункт Халида и геройски отстояли его. Когда битва при Ярмуке закончилась блестящей и убедительной победой мусульман, на поле боя лежали три израненных бойца за истинную веру: Аль-Харис ибн Хишам, ‘Аййаш ибн Абу Раби’а (его настоящее имя ‘Амр ибну аль-Мугират – двоюродный брат Халида) и ‘Икрима ибн Абу Джахль.

 

‘Икрима попросил воды, но, когда ему принесли её, он, взглянув на аль-Хариса, сказал: «Напоите его!» Аль-Харис же воскликнул: «Напоите ‘Аййаша!» Когда с водой подошли к ‘Аййашу, то обнаружили, что он уже скончался... Затем люди вернулись к двум остальным бойцам, но увидели, что они последовали за своим товарищем…

 

Да примет Всевышний усердие и свидетельство всех тех, кто пожертвовал своими жизнями на пути Истины. Аминь.

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ

Также в рубрике

Истина – устами младенца

Грешники оклеветали Марьям и донесли о её распутстве царю, который, не задумываясь, решил казнить её как

Тот, кто первым поприветствовал Пророка ﷻ

«Ни земля, ни небо не видели более искреннего человека, чем Абу Зарр رضي الله عنه». Посланник Аллаха ﷻ В

Между ненавистью и преданностью

«Ты уверовал в то время, когда другие остались в неверии; ты признал, когда они отреклись; ты остался

Открывший правду о Пророке ﷺ

Краткое сказание о пророке Балукъя عليه السلام У потомков Израилевых был учёный – имам, занимавшийся