29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Тасаввуф (суфизм) – заблуждение или истина?

Тасаввуф с самого начала и во все времена был неотъемлемой частью Ислама и никогда не был от него отделён. Полноценное следование Шариату было и остаётся основой тасаввуфа. А всё, что не соответствует правилам Шариата, не относится к Исламу, следовательно, не имеет отношения и к суфизму.

Западноевропейские учёные дают суфизму противоречивую оценку. Они утверждают, что суфизм произошёл от греческой философии, от Христианства и различных сект, от Буддизма и Иудаизма, а само слово «аттасаввуф» (суфизм) происходит от греческого «софия» – мудрость. Такие мысли западных учёных изложены в некоторых книгах и энциклопедиях, но мы, мусульмане, не вправе доверять таким источникам, так как их цель – показать

 

Ислам в неблагоприятном свете и опорочить Пророка ﷺ. Авторы этих трудов представляют и сам Ислам не как религию Аллаха ﷻ, а как результат заимствований из других религий и влияния соседних государств. Те, кто пишет такое об Исламе, могут написать что угодно и о суфизме в частности.

 

Суфизм исходит из Ислама и существует более 1400 лет. Суфизм как наука стал основной движущей силой в распространении Ислама во всём мире. Это не просто слова, об этом свидетельствуют многочисленные достоверные исторические факты. Иззудин ибн Абдуссалам, имам ан-Навави, имам аль-Газали, Джалалуддин ас-Суюти, Ибн Хаджар аль-Хайтами, Камаль ибн аль-Хумам, Закарийя аль-Ансари, имам ар-Раббани и другие – все эти великие учёные Ислама в один голос утверждали, что суфизм есть часть Ислама.

 

Вместе с тем мы видим, как некоторые мусульманские учёные говорят, что тасаввуфа не было во времена Пророка ﷺ, сподвижников и табиинов, утверждая, что в те времена даже не знали слова «суфизм». Необходимо понимать, что слова и названия не являются сутью, ведь в эпоху сподвижников не были известны многие термины, такие как мусталах уль-ахдис (наука, изучающая степень достоверности хадисов и их передатчиков), усуль фикх (наука о методах извлечения решений из Корана и Сунны), мантик (логика), акида (наука о вероубеждении) и другие.

 

В эпоху Посланника Всевышнего ﷺ и его праведных сподвижников это всё обозначалось одним названием – фикх, что заключало в себе понимание религии в целом. А знаете ли вы, что первое упоминание о суфизме было уже при жизни Хасана аль-Басри رضي الله عنه (род. в 25 году по хиджре)?

 

Известные исламские учёные написали множество книг, подтверждающих, что тасаввуф – это путь Ислама. Этого достаточно для того, кто обладает Иманом (верой) и разумом. Однако те, кто пребывает в заблуждении, горделиво не хотят внимать мнению великих имамов, но с удовольствием слушают всё, что говорят неверующие востоковеды. Всем нам известно, что у религии Ислам есть три основы: Иман, Ислам и Ихсан.

 

Иман

В шариатской терминологии Иман – это «ильм уль-акаид», «ильм уль-калам» или «ильм ут-тавухид», то есть наука, изучающая вероубеждения мусульманина. Это путь Пророка ﷺ, основанный на Коране и Сунне. Когда появились группы и секты, распространявшие заблуждения, связанные с вероубеждением мусульманина, великие имамы, такие как Абуль-Хасан аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матудири и другие, на основе шариатских текстов (накль) и доводов разума раскрыли суть Имана и установили правила (каваид) для его защиты от всяких заблуждений.

 

Ислам

В Исламе особое место занимает наука «фикх», изучающая решения Шариата о том, что дозволено (халяль), а что запретно (харам). Факихи (учёные этой науки) составили правила (каваид) для того, чтобы разъяснять эту науку людям, дабы они не заблудились в понимании и следовании Корану и Сунне.

 

Основными имамами в этой науке являются имамы четырёх мазхабов (Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и Ахмад Ханбал), которые не ввели в религию ничего от себя лично, а лишь установили правила верного извлечения решений из Корана и Сунны.

 

Ихсан

Это наука, которую называют тасаввуф, сулюк, тазкиятунафс, ильм уль-батин, тарикат, то есть наука очищения души. И эта наука, как и две предыдущие, основана на Коране и Сунне. Имамы в этой науке: Джунайд аль-Багдади, Абдуль-Кадир аль-Джиляни, Мухаммад ан-Накшубанд, Абуль-Хасан Али аш-Шазили и другие.

 

Они на основе Корана и Сунны установили правила (каваид) совершенствования Ихсана, разъяснили пути, благодаря которым человек легко сможет освоить науку Ихсан. Тасаввуф (суфизм) сосредоточен на очищении сердца и духовном воспитании.

 

Поэтому тасаввуф призывает к искреннему совершению намаза и других основных предписаний, как того требует Шариат, но при этом суфизм больше сосредоточен на том, чтобы очистить сердце от таких пагубных качеств, как лицемерие (рия), горделивость (такаббур), тщеславие (гурур), скупость (бухль), зависть (хасад), и призывает к совершению любого поклонения исключительно ради Всевышнего.

 

Тасаввуф приводит человека к такому поклонению, будто бы он видит Аллаха ﷻ, помня о Его величии, испытывая перед Ним трепет. Таким образом, Ихсан, то есть тасаввуф, – это та наука, которая приводит человека к совершенству в соблюдении Имана и Ислама, к искреннему служению своему Господу.

 

МУХАММАД КАХИБИ