Ответы на вопросы от 01.11.2019 (по Ханафи)

1. Можно ли воспользоваться посторонней помощью в совершении омовения? 2. В каких случаях прекращение намаза является обязательным, дозволенным, одобряемым и запретным? 3. Нужно ли читать «Бисмилляхи ррахмани ррахим» между чтением суры «АльФатиха» и дополнительной сурой в намазе? 4. Если несколько лет совершал обеденный намаз до наступления времени намаза, нужно ли возместить все эти намазы? 5. Вменяется ли в обязанность подчиняться имаму? 6. Считается ли действительным хадж, совершённый на недозволенные средства? 7. Дозволяется ли, чтобы в одной мечети намаз совершали несколько групп по отдельности? 8. Можно ли попрошайничать в мечети? 9. Принимается ли мольба неверующего? 10. Засчитается ли развод, если он был дан письменно? 11. Можно ли выйти из мечети после возвещения азана?

статья опубликована в номере: 21 (586) / от 01 ноября 2019 (Раби уль-Авваль 1441 г.)
140

1. Можно ли воспользоваться посторонней помощью в совершении омовения?

Пользоваться посторонней помощью в виде наливания воды или поднесения её можно. Однако если помощь заключается в непосредственном мытье органов тела помощником, то это порицается, если для этого нет уважительной причины. Поэтому в книге «Татархания» говорится о том, что соблюдением этики во время совершения омовения является самостоятельное его выполнение, без помощи извне. («Хашият Ибн Абидин»)


 
2. В каких случаях прекращение намаза является обязательным, дозволенным, одобряемым и запретным?

Прервать даже обязательный (фарз) намаз молящийся обязан, если от него зависит спасение жизни человека. К примеру, если произошло нападение дикого зверя, послышался зов тонущего и т.д. Важно отметить тот факт, что молящийся должен обладать наличием возможности помочь им, в обратном случае он не имеет права прерывать намаз.

 

Дозволяется прервать обязательный намаз в случае, когда есть опасность кражи на сумму более одного дирхама (серебряная монета, эквивалентная 50—100 рублям). Кроме того, можно прервать молитву, когда кипит кастрюля с едой и некому её убрать с огня, или неверующий человек попросил рассказать о вере и т.д. Прерывание намаза является запретным, если он был прекращён без причин, дозволяющих это. («Марак альФалях»)

 

3. Нужно ли читать «Бисмилляхи ррахмани ррахим» между чтением суры «АльФатиха» и дополнительной сурой в намазе?

Однозначно, нет в этом порицания. В книге «Захират» написано: «Будет хорошо (хасана) прочитать в намазе между сурой «Аль-Фатиха» и дополнительной сурой «Бисмилляхи ррахмани ррахим», и нет разницы, прочитает молящийся про себя или вслух. Это по мнению Абу Ханифы. 

 

4. Если несколько лет совершал обеденный намаз до наступления времени намаза, нужно ли возместить все эти намазы?

Да, необходимо все эти намазы возместить, так как было упущено одно из условий действительности намаза, а это наступление его времени. («Нур уль-Изах»)
 

 

5. Вменяется ли в обязанность подчиняться имаму?

В книге «Ми’радж» сказано, что подчинение имаму обязательно, кроме того случая, когда он призывает к ослушанию. Конечно же, это не означает, что имам может эксплуатировать людей в своих личных целях и нуждах. Истинное же понимание этого обязательства заключается в том, чтобы люди подчинялись ему в общественных делах – тех, которые касаются благополучия мусульман в общем.

 

6. Считается ли действительным хадж, совершённый на недозволенные средства? 

Сам по себе хадж, как посещение Каабы и остальные обряды, будут считаться действительными, если были выполнены все составляющие этих обрядов, однако харам (греховно) само расходование этих средств на всё это. Так же, как и намаз, совершённый на отнятой земле, считается исполненным, несмотря на то, что молящийся совершает грех, занимая чужую землю.

 

В книге «Бахр» сказано, что человек должен приложить все усилия, чтобы деньги, которые он расходует на совершение хаджа и ‘умры (малого хаджа), были дозволенными, так как на запретные средства хадж не будет принят Всевышним, как об этом сказано в хадисе. Само обязательство совершения хаджа с человека спадает, но никакого вознаграждения он не получит. Также он будет в ответе за несовершение хаджа на дозволенные средства, имея на это возможность.

 

7. Дозволяется ли, чтобы в одной мечети намаз совершали несколько групп по отдельности?

Совершать намаз нескольким группам в разное время по отдельности дозволяется. Но карахату-тахрим (порицание, близкое к запретному) совершать несколько коллективных намазов сразу после возвещения азана и икамата. Кроме тех случаев, когда мечеть находится у дороги и имеет большой поток посещаемости, а также если мечеть не имеет определённого имама и муэдзина. В таких случаях, как высказывается ученый Кази-хан, предпочтительнее возвещать азан и икамат перед каждым коллективным намазом. («Хашияту ибн Абидин») 

 

8. Можно ли попрошайничать в мечети? 

Если просящий не проходит перед молящимися, не наступает на них, не проявляет настойчивости, приставая к прихожанам, и если есть действительная нужда, то можно просить и можно давать ему милостыню. Однако если он не соответствует вышеназванным критериям, то это является запретным.

 

Не разрешается попрошайничать, если у человека есть провизия на этот день или у него есть физическая возможность её заработать. Зная о недозволенности попрошайничества тем или иным человеком, запрещается оказывать такому человеку помощь, чтобы не стать соучастником в грехе. («Хашият Ибн Абидин»)
 

 

9. Принимается ли мольба неверующего?

Учёные разошлись во мнениях по этому вопросу. Некоторые учёные допускают возможность принятия молитвы неверного и как аргумент приводят рассказ об иблисе (сатана), приведённый в Коране, где на просьбу иблиса ко Всевышнему об отсрочке наказания Аллах Всемогущий отложил ему наказание до Судного дня.

 

И это посчитали доводом в данном вопросе Абу Наср Дабуси, Абу Касим Хаким и другие. Всё же большинство учёных считают, что мольба неверного не принимается. А хадис, в котором Пророк ﷺ говорит: «Мольба (ду’а) притеснённого принимается, если даже он был неверным», они отнесли к неприятию благ (куфрану нни’мати) Всевышнего. («Хашият ибн Абидин»)

 

10. Засчитается ли развод, если он был дан письменно?

 Развод считается действительным, если об этом написать на бумаге, в СМС-сообщении и т.п. Тут возникает вопрос, с какого момента он вступает в силу – с момента написания или с момента доставки. В случае когда муж не обособил развод с доставкой письма, говоря: «Когда дойдёт до тебя моё письмо, ты разведена», развод считается с момента написания, а если обособил (через указанную фразу или подобную ей), то с момента доставки.

 

И нет разницы, прочитает она его или нет: в тот момент, когда она его получила, талак (развод) будет считаться исполненным. Если развод был дан посредством написания об этом на воздухе, в воде или на чём-либо, на чём невозможно понять запись или различить её, то развод не засчитывается, если даже мужчина вознамерился на него.
 

 

11. Можно ли выйти из мечети после возвещения азана?

Выходить из мечети после азана без уважительной причины (не имея намерения вернуться) является карахату-тахрим (порицание, близкое к запретному). При этом не имеет значения, застали вы азан находясь в мечети или вошли в мечеть после его возвещения. В хадисе сказано: «Кто застал азан в мечети и затем вышел, не желая вернуться, при этом не имея уважительной причины, тот лицемер (в этом есть признаки лицемерия)» (Ибн Маджа).
 


 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 15.01.2020 (по Ханафи)

1. Если один скажет другому: «О сын прелюбодейки!», можно ли потребовать наказания для сказавшего? 2. Можно ли

Ответы на вопросы от 1.01.2020 (по Ханафи)

1. – Сказано ли в книгах чтолибо о протирании глаз пальцами при упоминании имени Пророка Мухаммада ﷺ во время

Ответы на вопросы от 15.12.2019 (по Ханафи)

1.Каким критериям должен соответствовать свидетель при заключении никяха? 2. Обязан ли каждый мусульманин

Ответы на вопросы от 01.11.2019 (по Ханафи)

1. Ас-саламу аляйкум! Расскажите, пожалуйста, как правильно исполнить джаназанамаз. 2. Здравствуйте! Я слышал,