20 апреля
2024 года
поделиться

Нечистоты (наджаса) и очищение от них

Нечистоты подразделяются на два вида: тяжёлые и лёгкие. К тяжёлым относятся: все опьяняющие напитки, кровь, помимо той, что остаётся в мясе после закалывания. Не считается наджасой кровь из печени, селезёнки, сердца, кровь рыбы, а также кровь шахида (человека, умершего мученической смертью). Кроме того, грубой наджасой считается мясо мертвечины и её кожа до дубления.

В случае если животное было найдено мёртвым и точно известно, что оно не было заколото или застрелено в соответствии с правилами Шариата (мусульманского права), то такая шкура не будет считаться чистой и после дубления. Свинья вся является наджасой, а что касается собаки, то только слюна, не говоря о том, что выходит из них: моча, экскременты и т.д., которые тоже являются наджасой.

 

Сюда же относится моча животных, не дозволенных к употреблению в пищу, – к примеру, хищников, таких как волк, лев, и также их экскременты и слюна. Причиной отнесения слюны к наджасе послужило то, что слюна образовывается из мяса животного.

 

Помёт таких птиц, как курица, утка и гусь, тоже относится к грубой нечистоте. Всё, что портит малое омовение посредством выхода из тела, считается грубой наджасой: моча, кал, кровь, сперма и другие жидкости.
К лёгким нечистотам относятся: экскременты, моча лошади и животных, дозволенных к употреблению в пищу; помёт диких птиц, мясо которых запрещено кушать.

 

Очищение от наджасы Если тяжёлая наджаса по размерам не превысила размеров дирхама (серебряной монеты), а лёгкая – четверти одежды или тела, то намаз в этом случае считается действительным. Говоря о границах и размере наджасы, следует отметить, что если она не достигает названных размеров, удалить такую наджасу желательно (сунна муаккада).

 

Соответственно, совершение намаза в таком положении порицается (макух). Если грубая наджаса по размерам дошла до площади дирхама, а лёгкая – до четверти одежды или тела, то удалить наджасу необходимо (ваджиб).

 

А если превысила указанные границы, то удалить её – фарз (обязательно). Разница в данном случае между ваджибом и фарзом заключается в том, что когда говорим «ваджиб», то при наличии такой наджасы намаз считается действительным, а когда фарз, то нет.

 

Если наджаса, попадая на одежду, перешла на тело, размеры обоих наджас суммируются, и выводится общее решение. К примеру, на одежде наджаса размером в полдирхама и на теле столько же, значит, выно
сится решение, что убрать её – ваджиб, так как она достигла размера дирхама.

 

Брызги мочи, по размерам сопоставимые с игольным ушком (слишком маленькие), не имеют значения, прощаются. Если человек лёг на постель или землю, на которой была наджаса, и при этом он вспотел, наджаса будет считаться перешедшей на тело только в том случае, если она выявится на теле.

 

Сухая одежда, завёрнутая в одежду, на которой наджаса, не становится испачканной, если даже наджаса была влажной. Но при условии невозможности выжать испачканную наджасой одежду. Также прощается, если одежда упала на сухую землю, пропитанную наджасой, и не было видно явных следов наджасы на одежде после этого.

 

Если заметили наджасу, то нужно очистить именно место попадания наджасы посредством стирки. Говоря «стирка», мы имеем в виду действие очистки одежды, когда вода проходит сквозь одежду и после выжимается, а не полный процесс вплоть до высушивания.

 

Есть мнение, что стирки должно быть как минимум две или три, поэтому для выхода из противоречия рекомендуется постирать три раза, то есть трижды промочить одежду под сточной водой и трижды выжать. Если и тогда останутся следы от наджасы, такие, как цвет или запах, то это прощается. Одежда, на которой наджаса не ощутима по её качествам, очищается троекратной стиркой и выжиманием после каждого раза.

 

Очистка наджасы с одежды или тела осуществляется только водой или любой иной жидкостью, способной удалить нечистоты. В пример можно привести уксус или розовую воду, по сути это может быть любая жидкость, способная просочиться через одежду. Кожаные носки и подобные им поверхности можно очистить основательным вытиранием.

 

Протереть следует так, чтобы не осталось никаких следов наджасы, а добиться этого можно посредством вытирания испачканной поверхности об землю. Поверхности твёрдых предметов, подобных мечу, достаточно протереть тряпкой. На земле, на которую попала наджаса, после чего она высохла, дозволено совершать намаз, но нельзя совершать таяммум.

 

Дерево и растения очищаются при высыхании на них этой наджасы. Сама же наджаса очищается при изменении её физической структуры – к примеру, когда вино превращается в уксус. Сперма, попавшая на тело или одежду, удаляется после её высыхания обычным сухим растиранием. Если наджаса попала в густое масло, жир или мёд, то достаточно удаления той части, которая смешалась с наджасой.

 

Если же нечистоты попали в жидкое масло или жир, в этом случае масло или жир заливают в ёмкость, после чего туда заливается вода и перемешивается с жиром или маслом. После определённого времени, когда масло и жир поднимутся на поверхность воды, внизу проделать отверстие и выпустить воду, поглотившую в себя наджасу.

 

С жидким мёдом дело обстоит иначе: мёд заливают в ёмкость с открытым верхом, затем заливают туда воду, после чего под ёмкостью разжигают огонь, одновременно размешивая содержимое. Вода испаряется и вместе с ней наджаса, а очищенный мёд остаётся. При необходимости это можно повторить. Деревянная доска очищается обтёсыванием, если она новая, и промыванием водой, если старая. Железо очищается троекратным обжиганием в огне и закалкой в воде. («Марак аль-Фалях») 

 

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВМАТЕРИАЛ