Неразгаданные тайны Бурятии

Одним из немногих регионов, куда ещё «не дошло наше перо», оказалась Республика Бурятия, и мы решили исправить ситуацию.

статья опубликована в номере: 21 (586) / от 01 ноября 2019 (Раби уль-Авваль 1441 г.)
148

Бурятия – край загадочный, полный необычных археологических находок, удивительных памятников природы, истории и культуры, окутанный тайнами и легендами, излюбленный уголок туристов – любителей экстрима, краеведов и исследователей всего таинственного.

 

Забайкалье издревле было составной частью Центрально-Азиатской историкокультурной области. Люди, населявшие эти земли в течение тысячелетий, были участниками грандиозных исторических событий. Эта часть планеты видела и гуннов, и завоевания Чингисхана, и многое, многое, многое другое. Правители, традиции и культуры сменяли друг друга, но неизменным оставалась особая культура края.

 

Пассионарная теория в действии

В XVI веке начался процесс интенсивного расширения рубежей Российской империи на восток. Важные исторические процессы, надвигавшиеся на берега Байкала, втянули в круговорот жизни народы, жившие на этих загадочных территориях.

 

Началом новой исторической летописи стало воздвижение русскими казаками на возвышенном берегу реки Уда в 1666 году одной деревянной крепости, которая превратилась в крупный купеческий центр – город Верхнеудинск, впоследствии ставший столицей Бурятии – Улан-Удэ. В 1923 году была образована Республика Бурятия.

 

Бурятия примечательна и тем, что около 60% береговой линии уникального, самого глубокого пресноводного озера в мире – Байкала – находятся на её территории. Байкал – национальное богатство и достояние, естественный резервуар, где аккумулирована 5-я часть всех запасов планеты Земля по питьевой воде высочайшего качества.

 

Глядя на это уникальное озеро, невольно задумываешься о всемогуществе Всевышнего, который таким невероятным образом сохраняет для человечества пресную воду и даёт жизнь людям и животным. Республика Бурятия – многонациональный и многоконфессиональный регион, где, веками взаимодействуя и культурно обогащаясь, живут разные народы, исповедующие разные религии. Наибольшее количество жителей в регионе исповедуют Буддизм и Православие. Здесь же находится и центр Буддизма России. Есть в Бурятии и общины мусульман. Буряты – коренное население субъекта.

 

Бурятские поговорки и пословицы

Говорят, хочешь узнать лучше народ – прислушайся к их сказкам, песням, поговоркам и пословицам. Так и в Бурятии: острые, с глубоким смыслом поговорки и пословицы иллюстрируют не только мораль, но высокий интеллектуальный уровень народа.

 

«Вершина высокой горы пуста, у высокомерного человека голова пуста». «У хорошего человека много друзей, у плохого врагов много». «Брошенный тобой вверх камень упадёт на твою же голову». «В лесу деревья встречаются и высокие, и низкие, среди людей встречаются и хорошие, и плохие». «Злость приносит мучения телу, а глупый приносит муки людям».

 

«Мстительная душа мучает тело, высокая гора мучает коня». «Чем потерять своё имя (честь), лучше сломать себе кость». «Без встречи не знакомятся, без мучений учёным не становятся». Бурятия имеет огромный туристско-рекреационный потенциал.

 

Туристов словно магнитом тянет удобное географическое положение, история, самобытная культура, природные и исторические памятники, удобная транспортная система, связывающая республику с другими регионами страны и с зарубежными государствами, а также общественно-политическая, экономическая и экологическая стабильность, безопасность, гармония этноконфессиональных отношений и, конечно, дикий интерес к Байкалу.

 

Историческая справка

Согласно историческим данным 1897 г., в Забайкалье мусульман насчитывалось 3182 человека. В Бурятии мусульмане проживали в Кульской, позже в Малокуналейской, Нижненарынской и Еланской волостях. Постепенно росло и городское мусульманское население.

 

В г. Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) в 1887 г. проживало 35 мусульман, в 1902 г. – 67 (42 мужчины и 25 женщин), в 1907 г. – 343, а в 1911 г. уже 388 человек. В этническом составе мусульман численно преобладали татары – около 79%. Большая часть верхнеудинского мусульманского населения занималась торговлей.

 

Однако торговля была мелкой, без всякой специализации, и не приносила значительного дохода. Большая часть мусульман Верхнеудинска жила в Нагорной части города. Сегодня мусульмане являются активными участниками общественной жизни республики и вносят наряду с другими большую лепту в развитие региона.

 

МУРАД РАДЖАБОВ
 

Также в рубрике

Дорога длиной в век

Чувашская Республика отмечает своё 100-летие Хорошей тенденцией современного общества является обращение к

Рамадан прошёл – добро осталось

Прошедший месяц Рамадан в 2020 году был немного другим, особенным. Он заставил задуматься. Конечно, каждый

Зулькарнай-хазрат Шакирзянов: «Следуйте велениям Корана и не разделяйтесь...»

Сегодня мы в гостях у уважаемого Муфтия Централизованной религиозной организации «Духовное управление

Далёкая и добрая Родина

Вот уже несколько лет в городе Кемерово и вообще в Кемеровской области функционирует общественная