Свобода: делаю что хочу

У каждого из нас своё понимание свободы. Для ребёнка – это поедание сладостей без ограничений, для подростка – игры на компьютере без пауз на учёбу и сон, а у взрослого – возможность не думать о работе и финансовых проблемах.

статья опубликована в номере: 21 (586) / от 01 ноября 2019 (Раби уль-Авваль 1441 г.)
96

Но к чему приведёт такая свобода? К диатезу, сколиозу и, возможно, к  деградации? Вот и получается, что неограниченная свобода – это не так уж и хорошо. Но есть и иная свобода, которой обладает каждый из нас и которую никому из людей не отнять. Мы свободны верить во Всевышнего, проявлять свою любовь к Нему, следовать Его заповедям.

 

В Коране сказано (смысл): «Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал»; «Это всего лишь недолгое (или небольшое) удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе!» (сура «Аль-Имран»). Именно наша религия является истинным критерием, позволяющим отделить настоящую свободу от ложной.

 

Под ложной имеется в виду та свобода, которую нам пытается навязать современная западная культура: свобода от брачных уз, феминизм, гостевые браки без ответственности и обязательств, отказ от продолжения рода. Что это, если не попытка уничтожить человечество как вид?

 

Все эти громкие лозунги о свободе разрушают моральные устои, которые образовались в течение многих веков посредством практики нашей религии. В Исламе всё и так строится – на принципе свободы и равноправия. Расовая дискриминация, ущемление прав, эксплуатация человека человеком – всё это чуждо Исламу, это то, с чем он борется.

 

Именно Ислам освободил людей от средневековых предрассудков, диких нравов, безрассудства. Достаточно сравнить образ жизни людей до принятия Ислама и после. И ведь свобода не ограничивается религиозными рамками, каждый человек обладает равными возможностями и свободами.

 

Границы дозволенного

Что же ограничивает нашу свободу? Всевышний установил для нас правила, которые на первый взгляд ограничивают нас, но это только на первый взгляд. Давайте попробуем разобраться. Итак, самый известный и распиаренный запрет на употребление дурманящих веществ, а точнее – спиртного.

 

Для кого-то этот запрет стал главным препятствием для принятия религии, а для кого-то – самым трудным отказом. Говорят, что даже князь Владимир отказался от Ислама только из-за запрета на спиртное, 
но так ли это было, пусть выясняют историки. Мы же поговорим о логике запрета.

 

Спиртное, как и любой вид наркотиков, вызывает стойкое привыкание и отравляет организм, сокращая жизнь человека. Более того, употребление алкоголя является матерью многих грехов, первопричиной всего ужасного. А ведь если вдуматься, каждый запрет несёт только одно – защиту, сохранение здоровья человека, и не только телесного, но и душевного.

 

Свобода духа

Думаю, все согласятся, что не бывает абсолютной свободы. Все люди так или иначе чем-то обре
менены или зависят от кого-то или чего-то, и это факт. Подчинённый чувствует поддержку начальника – и это делает его более спокойным и свободным в действиях, охотник в лесу чувствует себя комфортней с оружием в руках и т. д.

 

То есть поддержка, которую они получают, в какойто степени стала причиной их свободы. То же самое справедливо и в нашем случае: человек становится по-настоящему свободен духовно, когда он чувствует поддержку и опеку своего Создателя. Тогда он обретает смысл жизни в поклонении Ему и находит этот мир чем-то не стоящим того, чтобы постоянно испытывать беспокойство и тревогу.

 

Самое большое, чем обладает каждый человек, – это свобода духа. Всевышний сотворил сыновей Адама  свободными. Более того, люди наделены такими качествами, как желание (ирада) и право выбора (ихтияр). Поэтому в нас есть желание быть свободными во всём, что к нам имеет хоть какое-то отношение. Ислам не принуждает нас к чему бы то ни было, у человека всегда есть свобода выбора, но нужно быть гото
вым и к последствиям сделанного шага.

 

Предоставление этого права выбора и стало причиной для допроса и отчёта в Судный день. Самым близким к истине, на мой взгляд, является следующее определение: духовная свобода в Исламе – это повиновение Аллаху  через укрепление веры, понимание ценности ниспосланных человечеству даров Всевышнего, сострадание к нуждающимся, щедрость и благотворительность, самодисциплина в исполнении всех предписаний, единение с другими мусульманами. Всех вам благ!

 

АХМАД ИБРАГИМОВ
 

Также в рубрике

Дочери – «жемчужинки» дома

Имам аль-Газали пишет: «Ты знай, что ребёнок дан родителям на хранение. Его чистое сердце является

Порочность лжи и обмана

Человек не идеальное существо, поэтому, помимо положительных качеств, он имеет и многие отрицательные.

Слово

Я расскажу тебе о разбитой Мечте, О внутреннем голосе и сломленной воле. Ты увидишь всё лучшее во мне, Ты

Опасный спорт

Всевышний Аллах в Священном Коране и Пророк Мухаммад ﷺ в своих преданиях побуждают людей соревноваться в