Суфизм – наука очищения души

Вокруг суфизма всегда было немало пересудов, а особенно сегодня, когда появилось столько странных, непонятных, а порой и просто безумных людей, апеллирующих к суфизму, что начинает казаться, будто они и есть истинные суфии...

статья опубликована в номере: 21 (586) / от 01 ноября 2019 (Раби уль-Авваль 1441 г.)
86

Тасаввуф (суфизм) с самого начала являлся частью Ислама и никогда не был от него отделён. Основой тасаввуфа всегда было и остаётся скрупулёзное следование своей религии – всё остальное, что не соответствует её нормам, не имеет отношения к Исламу, а следовательно, и к суфизму.

 

Имам шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари писал: «Тасаввуф – это наука, изучающая этапы очищения души, облагораживания её нравов и совершенствования поступков и внутренней сути человека». А имам Ахмад Зарук отметил: «Суфизм преследует цель воспитания сердца человека и его очищения от всего, что отвращает нас от Аллаха ».

 

Он же говорил: «Суфизму было дано более двух тысяч определений, но суть всех их сводится к одному – бескорыстному искреннему обращению к Аллаху  и служению Ему». Столпом суфизма является очищение сердца от земных страстей. А опорой его является связь человека с его Великим Создателем.

 

Суфий – тот, чьё сердце чисто для Аллаха  и чьи поступки – ради Него, тот, кому даровано почтение Его. Происхождение слова «суфизм» Этому слову было дано много различных толкований разными комментаторами. По одной версии, оно произошло от слова «суфат» (шерстинка), потому что перед Всевышним суфий ощущает себя подобно ничтожной шерстинке.

 

Другие считают, что оно происходит от слова «сифат» (свойство), потому что суфий воплощает в себе лучшие человеческие качества. Кто-то предположил, что это слово происходит от слова «сафа» (чистота). Третьи видят его происхождение от слова «суффа» (навес), так как приверженцы суфизма следуют за ахлу-суффа (люди из числа нуждающихся, которые сидели под навесом в мечети Пророка , посвятив себя всецело служению Всевышнему и оказанию помощи в распространении Его религии).

 

Всевышний Аллах восхвалил их в аяте (смысл): «Будь же терпелив вместе с теми, кто взывает к Господу своему» (сура «Аль-Кахф», аят 28). Также сказано и о происхождении от слова «сафф» (ряд): суфии с их чистыми душами как будто находятся в первом ряду – из-за их приближённости ко Всевышнему Аллаху и первенства во всех богоугодных делах.

 

Другие, говоря, что термин «суфизм» произошёл от арабского слова «суф» (шерсть), считают, что появился он в связи с ношением суфиями грубой шерстяной одежды – суфии предпочитали надевать такую одежду из-за её простоты. Некоторые отрицают этот термин, ссылаясь на отсутствие его при жизни Пророка  и его сподвижников, однако это безосновательно, поскольку и многие исламские термины, такие как фикх (шариатское право), нахви (грамматика), мантик (логика) и другие, были приняты после Пророка , – суть не в названиях и терминах, а в содержании.

 

Многих беспокоит тот факт, что на заре Ислама призыв к суфизму отсутствовал и появился он лишь после эпохи сподвижников и их последователей. Объяснить это можно только тем, что в первые века никакой нужды и потребности в суфизме не было, так как это была эпоха особо богобоязненных, набожных людей, людей 
настойчивого стремления и полного обращения к Аллаху .

 

Сподвижники буквально соревновались в подражании и следовании Пророку  во всём. И не было никакой нужды в науке, которая бы учила их тому, чем они были заняты на практике. Призывая к следованию суфизму, мы предлагаем начать работу над чистотой сердца, облагораживанием нравов и достижением степени ихсана (искренности и чистосердечия).

 

Это можно называть как угодно – нравственной, духовной стороной Ислама или же каклибо ещё, в соответствии с его сутью и содержанием. Мы же называем это суфизмом, так как учёные уммы приняли такое название и его содержание от предшествующих наставников и алимов с первых веков Ислама и до настоящего дня и это стало традицией.

 

Хасан аль-Басри  (25–110 гг. по хиджре) о суфиях Хасан аль-Басри  – это человек, которого возвеличивают верующие во всём мире, лучший человек из поколения табиинов, живших после сподвижников. Он писал: «Я увидел одного суфия, который совершал обход (таваф) Каабы, и хотел было дать ему денег, но он отказался, сказав: “У меня есть четыре монеты (даник), этого мне достаточно”» (Абу Наср Сираджуддин ат-Туси. «Аль-Люма фи ат-Тасаввуф»).

 

Этот суфий не стал брать деньги у Хасана аль-Басри, сказав, что ему достаточно того, что есть, – а у него не было даже одного дирхама. Хасан аль-Басри  рассказывает эту историю, поразившись истинному богатству сердца этого человека. Посланник Аллаха  сказал: «Истинное богатство – это не большое количество денег, а богатство сердца (души)» (аль-Бухари, Муслим).

ПОДГОТОВИЛ АДИЛЬ ИБРАГИМОВ
 

Также в рубрике

Доброта – это слабость?

Доброта в наше время не ценится, нередко её принимают за слабость, поэтому на зло надо отвечать злом… –

Тасаввуф (суфизм) – заблуждение или истина?

Тасаввуф с самого начала и во все времена был неотъемлемой частью Ислама и никогда не был от него отделён.

Путь в 21 день

Как стать любимцем Аллаха ﷻ за 21 день? Да, именно за 21 день! Не верите? Проведём эксперимент

Искренняя мольба

Милость Всевышнего Аллаха к нам с вами безгранична. В Коране и Сунне Пророка ﷺ содержатся много