19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Суфизм – наука очищения души

Вокруг суфизма всегда было немало пересудов, а особенно сегодня, когда появилось столько странных, непонятных, а порой и просто безумных людей, апеллирующих к суфизму, что начинает казаться, будто они и есть истинные суфии...

Тасаввуф (суфизм) с самого начала являлся частью Ислама и никогда не был от него отделён. Основой тасаввуфа всегда было и остаётся скрупулёзное следование своей религии – всё остальное, что не соответствует её нормам, не имеет отношения к Исламу, а следовательно, и к суфизму.

 

Имам шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари писал: «Тасаввуф – это наука, изучающая этапы очищения души, облагораживания её нравов и совершенствования поступков и внутренней сути человека». А имам Ахмад Зарук отметил: «Суфизм преследует цель воспитания сердца человека и его очищения от всего, что отвращает нас от Аллаха ﷻ».

 

Он же говорил: «Суфизму было дано более двух тысяч определений, но суть всех их сводится к одному – бескорыстному искреннему обращению к Аллаху ﷻ и служению Ему». Столпом суфизма является очищение сердца от земных страстей. А опорой его является связь человека с его Великим Создателем.

 

Суфий – тот, чьё сердце чисто для Аллаха ﷻ и чьи поступки – ради Него, тот, кому даровано почтение Его. Происхождение слова «суфизм» Этому слову было дано много различных толкований разными комментаторами.

 

  • По одной версии, оно произошло от слова «суфат» (шерстинка), потому что перед Всевышним суфий ощущает себя подобно ничтожной шерстинке.

 

  • Другие считают, что оно происходит от слова «сифат» (свойство), потому что суфий воплощает в себе лучшие человеческие качества. Кто-то предположил, что это слово происходит от слова «сафа» (чистота).

 

  • Третьи видят его происхождение от слова «суффа» (навес), так как приверженцы суфизма следуют за ахлу-суффа (люди из числа нуждающихся, которые сидели под навесом в мечети Пророка ﷺ, посвятив себя всецело служению Всевышнему и оказанию помощи в распространении Его религии).

 

Всевышний Аллах восхвалил их в аяте (смысл): «Будь же терпелив вместе с теми, кто взывает к Господу своему» (сура «Аль-Кахф», аят 28). Также сказано и о происхождении от слова «сафф» (ряд): суфии с их чистыми душами как будто находятся в первом ряду – из-за их приближённости ко Всевышнему Аллаху и первенства во всех богоугодных делах.

 

Другие, говоря, что термин «суфизм» произошёл от арабского слова «суф» (шерсть), считают, что появился он в связи с ношением суфиями грубой шерстяной одежды – суфии предпочитали надевать такую одежду из-за её простоты. Некоторые отрицают этот термин, ссылаясь на отсутствие его при жизни Пророка ﷺ и его сподвижников, однако это безосновательно, поскольку и многие исламские термины, такие как фикх (шариатское право), нахви (грамматика), мантик (логика) и другие, были приняты после Пророка ﷺ, – суть не в названиях и терминах, а в содержании.

 

Многих беспокоит тот факт, что на заре Ислама призыв к суфизму отсутствовал и появился он лишь после эпохи сподвижников и их последователей. Объяснить это можно только тем, что в первые века никакой нужды и потребности в суфизме не было, так как это была эпоха особо богобоязненных, набожных людей, людей  настойчивого стремления и полного обращения к Аллаху ﷻ.

 

Сподвижники буквально соревновались в подражании и следовании Пророку ﷺ во всём. И не было никакой нужды в науке, которая бы учила их тому, чем они были заняты на практике. Призывая к следованию суфизму, мы предлагаем начать работу над чистотой сердца, облагораживанием нравов и достижением степени ихсана (искренности и чистосердечия).

 

Это можно называть как угодно – нравственной, духовной стороной Ислама или же каклибо ещё, в соответствии с его сутью и содержанием. Мы же называем это суфизмом, так как учёные уммы приняли такое название и его содержание от предшествующих наставников и алимов с первых веков Ислама и до настоящего дня и это стало традицией.

 

Хасан аль-Басри  (25–110 гг. по хиджре) о суфиях Хасан аль-Басри  – это человек, которого возвеличивают верующие во всём мире, лучший человек из поколения табиинов, живших после сподвижников. Он писал: «Я увидел одного суфия, который совершал обход (таваф) Каабы, и хотел было дать ему денег, но он отказался, сказав: “У меня есть четыре монеты (даник), этого мне достаточно”» (Абу Наср Сираджуддин ат-Туси. «Аль-Люма фи ат-Тасаввуф»).

 

Этот суфий не стал брать деньги у Хасана аль-Басри, сказав, что ему достаточно того, что есть, – а у него не было даже одного дирхама. Хасан аль-Басри  рассказывает эту историю, поразившись истинному богатству сердца этого человека. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Истинное богатство – это не большое количество денег, а богатство сердца (души)» (аль-Бухари, Муслим).

 

ПОДГОТОВИЛ АДИЛЬ ИБРАГИМОВ