23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Милосердие к животным

Ислам по праву можно назвать религией милосердия и благодеяний. Об этом свидетельствует огромное число примеров проявления человечности и милосердия к творениям Всевышнего, в том числе и к животным. А какими мы должны быть, всем нам показали пример наши праведные предшественники.

Рассказывается, что Умар ибн Абдул-Азиз , также известный как пятый праведный халиф, написал Хаяну, правившему в то время в Египте: «До меня дошло известие, что в Египте люди на верблюдах в день перевозят 1000 ритлов (1,5 тонны) грузов. Когда до тебя дойдёт моё письмо, то непременно объяви, чтобы не перевозили больше 600 ритлов».

 

Дорогие братья и сёстры, вы представляете, насколько это гуманно! Вот она – красота Ислама в своём истинном виде. Я напомню вам, что во времена Умара ибн Абдуль-Азиза رضي الله عنه исламское государство было на пике могущества, его территории простирались от Индии до Испании и от Кавказа до Северной Африки.

 

Имея под своей властью такие обширные территории, властитель переживал не только за людей, проживавших там, но даже за животных, которых могли где-то притеснить. Это вызывает удивление и огромное восхищение. Проявление милосердия к животным вводит человека в Рай, об этом сказано в хадисе. Пророк ﷺ рассказывал: «Как-то некий человек шёл по дороге, ему очень хотелось пить. Вскоре он увидел колодец; спустившись к нему, путник напился.

 

Тут он увидел собаку, которая, изнывая от жажды, лизала сырую землю. Человек подумал: “Эта собака испытывает такую же жажду, как и я”. Тогда он спустился в колодец, наполнил свои кожаные носки водой и напоил собаку. Всевышний поблагодарил этого человека и простил ему грехи». Тогда сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха ﷺ, будет ли нам вознаграждение за хорошее отношение к животным?»

 

На что Пророк ﷺ ответил: «Хорошее отношение ко всем живым существам имеет награду» (аль-Бухари). Подобно тому, как за милосердное обращение с животными можно попасть в Рай, так и за жестокое отношение к ним можно оказаться в Аду.

 

От Абдуллаха ибну Умара رضي الله عنه передано, что Пророк ﷺ рассказал про женщину, которая будет наказана за то, что она заперла кошку, что привело к её гибели. Она войдёт в Ад из-за того, что не кормила кошку и не поила.

 

И даже не оставила ей возможности сделать это самой, хотя бы чтобы она питалась насекомыми. (аль-Бухари) Абдулла ибну Амр رضي الله عنه передал слова Посланника Аллаха ﷺ: «Над теми, кто милостив к окружающим, смилостивится Всемилостивый Аллах. Будьте милостивы к тем, кто на земле, – и тогда над вами смилостивятся те, кто на небесах» (Ахмад, Абу Давуд, атТирмизи).

 

Это завещание Любимца Аллаха ﷺ не ограничивается каким-нибудь временем, в котором требовалось особое отношение к окружающим или определённым людям. В действительности этот хадис охватывает все живые существа – от мала до велика, и оно обращено ко всем.

 

В Коране говорится (смысл): «Аллах ﷻ по Своей милости сотворил для вас верблюдов, баранов, коров и коз, чтобы вы использовали их шерсть и пух для согревания, а их мясо – для питания (сура «Ан-Нахль», аят 5). Всевышний всё в этом мире сотворил и подчинил человеку, в том числе и животных, в кото
рых люди находят успокоение, отдых и даже любовь.

 

Ведь не зря говорят, что единственная любовь, которую можно купить, – это любовь собаки. То есть, покупая собаку, вы приобретаете и её любовь. Говоря о домашних животных, стоит отметить, что в отношении них есть установленные рамки, которые переходить категорически нельзя.

 

Так, запрещено содержать в домашних условиях животных, которых разрешается убивать, например, ящериц, змей и т. д. Также это все животные, представляющие потенциальную опасность. Свинья и собака занимают в этом списке особое положение, так как в отношении них были ниспосланы прямые указания, запрещающие держать их дома. Но дозволительно иметь сторожевую или охотничью собаку, которая живёт во дворе.

 

Порицается держать в качестве домашних животных рептилий или насекомых, вызывающих у людей неприятные чувства и страх. Разрешается держать кошку, домашних птиц. Важно отметить, что завести животное означает взять на себя ответственность ухаживать за ним, и в случае пренебрежения своими обязанностями вы рискуете быть наказанным. Да одарит нас Аллах ﷻ быть милосердными по отношению ко всем Его творениям. Аминь!


АХМАД ИБРАГИМОВ