19 апреля
2024 года
поделиться
Категория:

Запретная работа

Пять лет назад я закончил университет на отлично, все эти годы никак не мог найти работу по специальности. А сейчас мне предложили работу в крупной корпорации, с хорошим окладом и перспективами, но есть одно но: компания специализируется на производстве запретного – спиртного. Есть и другой вариант: друг предложил начать свой, халяльный, бизнес, хотя это и рискованно. Не знаю, что выбрать…. Р. Дамиров, Казань

Ответ богослова:

В хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится: «Зарабатывать дозволенные средства – это обязанность после других обязанностей» (аль-Байхаки). Иначе говоря, это обязанность мусульман, но лишь вторичная после таких первостепенных исламских принципов, как намаз, закят и т. д.

 

Соответственно, хотя мусульманин должен добывать халяль (чистый, дозволенный) заработок, этот его долг не находится на том же уровне, что другие вменённые ему обязанности – такие, как пять столпов Ислама. Данный долг касается тех, кому нужен заработок для ежедневных нужд, будь это нужды собственные или жены и семьи.

 

Для тех же, у кого есть достаточные средства, – например, для обеспеченных людей, имеющих иные источники дохода, – обязанностью это не является. Причина в том, что Аллах ﷻ создал имущество с единственной целью удовлетворения нужд, чтобы человек, удовлетворив их, мог свободно тратить своё время на поклонение Всевышнему Аллаху.

 

Ведь без еды и питья человек не сможет совершать поклонение. Поэтому можно сказать, что получение дозволенных средств – это не цель сама по себе, а лишь средство к достижению цели. Отвечая по сути на вопрос, хотим сказать, что вам запрещается работать там, где производят запретное, в данном случае спиртное и табачные изделия.

 

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах ﷻ проклял алкоголь и того, кто его пьёт, и того, кто им поит (других), того, кто его продаёт, и того, кто его покупает, того, кто его выжимает (изготавливает), и того, для кого его выжимают (изготавливают), и того, кто его несёт, и того, кому его несут». (Абу Дауд, Ибн Маджах, аль-Хаким)

 

Тут же уместно будет привести историю, как четвёртый праведный халиф Али ибну Абу Талиб رضي الله عنه поручил одному человеку подержать своего верблюда, пока он совершит намаз в мечети. Когда Али-асхаб رضي الله عنه вышел из мечети, совершив намаз, оказалось, что тот человек ушёл и оставил верблюда там же, сняв с него уздечку. Али-асхаб رضي الله عنه отправил гонца на рынок, вручив ему два дирхама (серебряная монета), чтобы купить другую уздечку.

 

Придя на рынок, тот находит именно того человека, кому Али-асхаб رضي الله عنه поручил подержать верблюда. Он выкупает за два дирхама уздечку и приносит её Али-асхабу رضي الله عنه. Тогда Али-асхаб رضي الله عنه сказал: «Некоторые люди из-за своей нетерпеливости приобретают средства харамом (греховно), которые они могли бы получить дозволенным путём, если бы проявили терпение и набожность».

 

Ответ психолога:

Не думаю, что ответ на ваш собственный вопрос для вас не очевиден. Вероятнее всего, вы знаете, как правильно поступить, но вам либо не хватает уверенности в себе, либо вы надеетесь найти какой-то компромисс между своей совестью и требованием общества.

 

Так вот, этот компромисс искать не стоит и нужно выбирать то, что не противоречит вашим жизненным принципам и религиозным убеждениям. Дело в том, что любая сделка с совестью всегда плохо отражается на благополучии в будущем.

 

Вы можете отказаться от обеих перспектив, если та или иная не внушает вам доверия. На самом деле, люди, которые добились успеха в жизни, на пути к этому самому успеху претерпели множество всяких неудач и разочарований. Тут главное – не поддаваться своим страхам и действовать в согласии с требованиями религии.

 

Свои истории и вопросы присылайте на нашу почту assalamweb@gmail.com или на WhatsApp по номеру +7 928 530-59-70  с пометкой «Линия доверия».


НА ВОПРОСЫ ОТВЕТИЛИ ПСИХОЛОГ АЛИАСХАБ МУРЗАЕВ И БОГОСЛОВ АДИЛЬ ИБРАГИМОВ