25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.10.2019 (по Шафии)

1. – Можно ли по шариату в договоре аренды учесть выплату ежегодной индексации с учётом инфляции? 2. – Можно ли употреблять препарат гомогенат, изготовленный из личинок пчёл? 3. – Есть ли необходимость совершать таяммум (омовение землёй или песком, в котором есть пыль) при наличии на ноге аппарата Илизарова, и надо ли возмещать намазы? 4. – Можно ли фотографировать человека и публиковать фотографии без его разрешения? 5. – Достаточно ли только протереть место на ковре, где есть нечистота, предварительно смочив его водой? 6. – Можно ли женщине красить ногти (хной или лаком) и наносить узоры хной на кисти рук? 7. – Можно ли забить курицу, отрубив ей голову топором? И является ли такое мясо дозволенным?

1. – Можно ли по шариату в договоре аренды учесть выплату ежегодной индексации с учётом инфляции?

– Для того чтобы договор аренды недвижимости был действителен, необходимо указать срок сдачи в аренду и сумму арендной платы. В то же время плату можно разбить на периоды, и за каждый из них она может быть разной.

 

Учитывая прогноз инфляции, можно обозначить арендную плату в возрастающем порядке, но только чётко определив для этого критерии. То есть должно быть, например, не от 3 % до 5 %, а 3 % или 5 %. К примеру, квартира сдаётся в аренду на три года.

 

В первый год съёмщик ежемесячно будет платить десять тысяч рублей. На второй год оплата вырастет на 5 % и составит десять тысяч пятьсот рублей. На третий – ещё на 5 %, то есть в общем на 10 % и составит одиннадцать тысяч рублей. При этом арендатор имеет право требовать эту плату, даже если инфляции не было. Но в то же время он может и не повышать плату. («Тухфат аль-Мухтадж»)

 

2. – Можно ли употреблять препарат гомогенат, изготовленный из личинок пчёл?

– Эмбриональное развитие зародыша всех особей пчелиной семьи протекает в течение трёх суток. Отложенное маткой яйцо приклеивается одним концом к донышку ячейки. За несколько часов до выхода личинки яйцо становится светло-серым, более или менее прозрачным, так что сквозь его оболочку можно рассмотреть личинку.

 

В это время пчёлы-кормилицы рядом с яйцом кладут первую обильную порцию молочка, превышающую массу яйца в 3–4 раза. При соприкосновении с кормом оболочка яйца лопается, личинка выходит из него и начинает питаться молочком, перемешивая его круговыми движениями и плавая в нём. Следовательно, нельзя употреблять гомогенат, полученный из личинок, вылупившихся из своих яиц. Исключение составляют случаи, когда разрешено лечиться нечистотой.

 

Аргументация:

«Нет запрета на употребление личинки шершня до оживления, так как то, в чём пока нет жизни, не называется мёртвым». (Ибн Абидин. «Радд аль-Мухтар») «Яйцо шелкопряда, из которого вылупляется гусеница, считается чистым». («Хашия аш-Ширвани»)
 

 

3. – Есть ли необходимость совершать таяммум (омовение землёй или песком, в котором есть пыль) при наличии на ноге аппарата Илизарова, и надо ли возмещать намазы?

– Как правило, спицы аппарата Илизарова проходят сквозь плоть и кость больного человека, тем самым не закрывая, а протыкая кожу, поэтому достаточно омыть кожу вокруг них.  Если нельзя мыть ногу из-за риска вызвать осложнение, то необходимо протереть влажной тканью или чем-либо другим ту часть ноги, которую можно мочить, а затем совершить таяммум. Тогда не возникнет необходимости возмещать намаз.

 

4. – Можно ли фотографировать человека и публиковать фотографии без его разрешения?

– Нельзя фотографировать человека без его одобрения, если это наносит ему моральный ущерб, а в Исламе причинение любого ущерба запрещено. Более того, запретно публиковать или афишировать фотографию или информацию, которые могут нанести урон имиджу и репутации человека.

 

Также запрещено публиковать или афишировать то, что не нравится человеку, поскольку является хулой, даже если не наносит ущерба его имиджу. Передаётся от Абу Бакра ас-Сидика رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Проклят тот, кто навредил верующему или обманул его» (ат-Тирмизи).

 

В другом хадисе Пророк ﷺ сказал: «Злонравный не войдёт в Рай, и проклят тот, кто навредил мусульманину или немусульманину». (аль-Байхаки)

 

5. – Достаточно ли только протереть место на ковре, где есть нечистота, предварительно смочив его водой?

– Если нечистота (наджаса) попала на определённое место и она заметна, необходимо его смочить водой и промыть так, чтобы не осталось её свойств: цвета, вкуса, запаха. Если испачканное место не будет иметь каких-либо признаков нечистоты, достаточно полить это место водой так, чтобы она протекла через него. 

 

Примечание: Можно смыть нечистоту, которая попала на ковёр, подложив под это место таз и налив на него воду. «Для очищения вещи от нечистоты, не имеющей отношения к собаке, свинье, моче грудного ребёнка (мальчика) и не представляющей собой фрагмента нечистоты очевидной, то есть не имеющей цвета, запаха и вкуса, достаточно однократного произвольного [дождём, рекой] промывания водой». («Тухфат аль-Мухтадж»)

 

«Под выражением “промывание водой” имеется в виду доведение воды до этого места в таком количестве, чтобы она стекала с него». («Мугни аль-Мухтадж») «Условием очищения осквернённого места является омывание его небольшим количеством воды, и нет разницы, будет вода течь сверху из трубы или же бить ключом снизу».

 

«По более аргументированному мнению, нет необходимости выжимать то, что было промыто от нечистоты, даже если оно, подобно ковру, имеет ворс, так как после стирки вода, свойства (вкус, цвет, запах) которой не изменены, считается чистой. Разногласие во мнениях имеется в том случае, если вода была налита на испачканную вещь, к примеру, когда она в ёмкости; а если лить воду, держа эту вещь в руках, тогда, по  единогласному мнению, нет необходимости её выжимать». («Тухфат аль-Мухтадж»)

 

6. – Можно ли женщине красить ногти (хной или лаком) и наносить узоры хной на кисти рук?

– Замужней женщине является желательным (суннат) красить полностью кисти рук и ступни ног хной, если только муж не запрещает ей этого. А незамужней делать это нежелательно (карахат). Что касается нанесения узоров и окрашивания кончиков пальцев (в том числе и нанесения лака на ногти), то это запрещено (харам) незамужней. Замужней же можно, даже не испрашивая разрешения у мужа, если только цвет не чёрный и муж не запрещает этого. Красить в чёрный цвет можно лишь с разрешения мужа.

 

Примечания:

1. Необходимо помнить, что перед каждым полным и малым омовением лак с ногтей необходимо удалять, так как он является изолятором.

2. Женщине, будь она замужней или незамужней, выходить на улицу с украшенными хной кистями рук или с лаком на ногтях на обозрение посторонним мужчинам запрещено. 


Аргументация: «Замужней женщине желательно красить полностью кисти рук и ступни хной (если только муж не запрещает), так как наведение красоты ради довольства мужа поощряется религией». «Незамужней нежелательно красить кисти рук и ноги (ступни) хной». («Нихаят аль-Мухтадж»)

 

«Окрашивание кончиков пальцев (и нанесение узоров) хной (не чёрного цвета) дозволено, для этого не нужно разрешение мужа, однако если он запрещает это, тогда становится для женщины запретным». «Нанесение узоров и окрашивание кончиков пальцев для замужней женщины не является желательным, а окрашивание в чёрный цвет без дозволения мужа вовсе запрещено. (Незамужней же нельзя красить даже не в чёрный цвет.)». («Хашия аш-Шабрамаллиси»)
 

 

7. – Можно ли забить курицу, отрубив ей голову топором? И является ли такое мясо дозволенным?
– Рубить топором с затылочной стороны запрещено, а по горлу – нежелательно. Мясо курицы, которую зарубили топором, дозволено, если её заколол мусульманин или человек из людей Писания, который соответствует определённым критериям.

 

А также если орудие, которым её забили, было острым, хорошо отточенным и резало без приложения режущим особых усилий. Следовательно, если топор настолько острый, что им можно было резать, как острым ножом, без особых усилий, то мясо дозволено. Если же топор был тупой и требовались усилия режущего, то мясо не дозволено. Аргументация: «Если закалывать не острым ножом, то мясо дозволено при наличии двух условий:

 

1. Резать пришлось без приложения режущим усилий.

2. Трахея и пищевод должны быть перерезаны до того, как животное начнёт умирать». «Если заколоть животное с затылка или же с боку шеи, то режущий впадает в грех, потому что так он мучает животное. Если же это сделать быстро и перерезать трахею и пищевод, пока животное не начало умирать, то мясо дозволено.

 

Если же человек замедлил действия и животное начало умирать до того, как он перерезал трахею и пищевод, то мясо не дозволено». («Мугни аль-Мухтадж») «Нежелательно режущему сразу же отделять голову. Также нежелательно резать больше положенного или ломать шею». («Нихаят аль-Мухтадж»)


 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).