28 марта
2024 года
поделиться
Категория: История

На таинственном озере Чад…

На таинственном озере Чад… Посреди вековых баобабов Вырезные фелуки стремят На заре величавых арабов.

Эти строчки из стихотворения Николая Гумилёва знает едва ли не каждый школьник, но что же эта за таинственная страна – Чад? Республика Чад – государство в Центральной Африке, не имеющее выхода к морю. Около 60% местных жителей исповедуют Ислам.

 

Путь Ислама на землях Чада был долгим и непростым. Хотя относительно плодородные земли вокруг одноимённого озера были заселены человеком очень давно, государственная система сложилась у местных довольно поздно. Возможно, хорошие условия для сельского хозяйства и отсутствие внешней угрозы не способствовали возникновению института государственности.

 

Итак, первое государство на территории современного Чада, о существовании которого до нас дошли официальные записи, было основано около 700 года н.э., уже после возникновения Ислама на Аравийском полуострове.

 

Первая империя Канем возникла около 700 года на южном окончании торгового пути из Триполи (современная Ливия) до озера Чад. Соответственно, с момента арабизации и исламизации населения Северной Африки в Канем начали прибывать арабские торговцы и начал проникать Ислам. В конце XX века Ислам начал оказывать решающее влияние на развитие страны.

 

В 1085 году представитель мусульманской знати Хуммай сверг последнего царя Дугува, Маи Сельма, и основал новую династию Сефува (Sefuwa). Это означало прежде всего, что государство становилось исламским. Присоединение Канема к исламскому миру выражалось в первую очередь в активизации его торговых и политических отношений со странами Аравийского полуострова и Средиземноморья.

 

Мусульманская знать стала делать упор на грамотность и образование в целом, прежде всего это касалось распространения арабского языка и исламских наук. Однако удалённость Канема от основных арабских государств привела к тому, что на данной территории арабский получил гораздо меньшее развитие и распространение, чем на севере Африки.

 

А без притока сильных исламских мыслителей и проповедников начали угасать и исламские знания, постепенно смешиваясь с местными верованиями. Империя Канем достигла своей высшей точки во время правления Маи Дунама Даббалеми (около 1221—1259), сына другого известного по сказаниям правителя из династии Сайфава – Сельмы.

 

Даббалеми установил дипломатические связи с другими мусульманскими государствами Северной Африки и основал в Каире специальный постоялый двор для североафриканских паломников, совершающих хадж в Мекку. Несмотря на то, что ему удалось значительно расширить границы Канема, удалённые его территории фактически становились «независимыми от центра», управляемые независимыми наместниками.

 

К концу XIV века империя полностью распалась на части и была завоёвана. Это способствовало и сильному падению исламских знаний и наук. В начале XIX века на территории современной Нигерии был создан султанат Сокото под правлением Османа дан Фодио, объявившего джихад соседнему относительно мусульманскому населению Чада.

 

Однако мусульманам Чада удалось объединиться под влиянием образованного исламского проповедника Мухаммада аль-Амина альКанеми и отразить натиск сокотцев. Более того, на этой волне в стране начало восстанавливаться исламское учение. Именно в это время не только происходило возвращение Ислама в дома традиционных мусульман, но и многие местные народы начали массово переходить в Ислам.

 

В таком виде государство Борну (Борно) просуществовало до 1893 года, когда было завоёвано суданским авантюристом и работорговцем Рабихом аз-Зубайром. Кроме указанных стран, на территории Чад существовали и другие исламские государства. Так, на его юго-восточной территории в 1522—1897 годы существовал исламский султанат Багирми.

 

До XVII века он был зависим от соседнего Борну, однако к XVIII веку он ненадолго обретает независимость и входит в период расцвета. В 1871 году Багирми был завоёван султаном Вадая. Спасаясь от экспансии Вадая в 1893 году, султан Багирми Абд-ар-Рахман Гваранга обратился с просьбой о защите к Франции.

 

Однако уже в следующем, 1894 году столица была захвачена и разграблена войсками Рабеха вад Фадлуллаха, бывшего раба египетского паши Аль-Зубаяра Рамы. В 1894 году территория султаната была разделена между Францией и Германией, а в 1911 году Германия передала свою долю Франции.

 

Сегодня султанат Багирми со столицей Масенья интегрирован в государственную систему Чада. На самом востоке современного Чада существовал и третий султанат – образованный в 1635 году Абд аль-Каримом султанат Вадаи. 1804 году правителем султаната Вадаи стал Абд аль-Карим Сабун, который начал расширять границы государства.

 

Был освоен новый торговый путь, который проходил через города Эннеди, Куфра, Жала и Авдижа до Бенгази. Начались чеканка монет и производство огнестрельного оружия. В 1871 году султан Мухаммед Шариф завоевал султанат Багирми.

 

Во время своего пребывания в Мекке он заключил договор о помощи в сопротивлении французам с основателем суфийского ордена Сенусийя в Мекке. Что уникально, на фоне острой политической борьбы и французской оккупации активировалось движение мусульман в борьбе за свою религию, а также усилилось влияние местных суфийских орденов.

 

Тем не менее, в основном задействованными в процессе исламизации страны оказались северные регионы, на юге же активно шёл процесс христианизации, что оказало значительное влияние на современную историю Чада. Так, с момента обретения независимости от Франции – с 1958 года – в стране не утихает борьба между мусульманским севером и христианским югом, в том числе и за политическую власть.

 

В настоящее время в Чаде преобладают сунниты в основном маликитского и шафиитского направлений. Влияние суфийских орденов до настоящего времени весьма велико, основные из них: кадырия, тиджания, в ряде регионов страны есть сенуситы.

 

По косвенным оценкам, около 5—6% местного мусульманского населения являются сторонниками радикальных взглядов, причём исламский радикализм сочетается в данных кругах с радикализмом политическим, в первую очередь его возникновение обязано крайней бедности и политической нестабильности в Чаде. В связи со сложными географическими и политическими условиями распространение Ислама и арабского языка в Чаде шло очень медленно.

 

Следует отдать должное суфийским орденам, которые значительно ускорили этот процесс в XIX веке. Однако первая исламская религиозная школа была открыта в Чаде только в 1918 году – Ecole Mohamed Illech. При этом французские общеобразовательные школы, открываемые преимущественно на христианском юге, начали своё шествие только в 1920 году.

 

Тем не менее, к моменту обретения независимости число грамотного населения в Чаде было около 17%, число же знающих письменный арабский – около 8%. В 70—80-х гг. ситуация в образовании, в том числе исламском, несколько стабилизировалась и переориентировалась на нужды своего государства.

 

Но гражданская война отбросила Чад далеко назад. К концу 80-х образование удалось частично возобновить, однако новая гражданская война 2005 года опять прервала все начинания. В настоящее время большинство детей не получают никакого образования, часть же, которой удалось окончить светскую или религиозную школы, вынуждена уезжать за границу для продолжения своего образования.

 

Студенты, желающие получить полноценные религиозные знания, как правило, едут в Египет (Аль-Азхар), Судан или иные мусульманские страны. Несмотря на длительное французское господство, в Чаде мусульманские религиозные праздники являются и государственными выходными днями: Табаски (местное название Ид уль-Адха) и день окончания Рамадана (Ид уль-Фитр). В настоящее время мусульмане Чада, несмотря на свою кажущуюся многочисленность, являются группой, нуждающейся в помощи. 


ФАТИМА МАНЗУР
ИСЛАМАБАД, ПАКИСТАН