25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Водяные мельницы Кавказа

Размышления об Исламе, агротехнологиях и экологии на Кавказе и в Закавказье Мусульмане всегда приветствовали все качественные изменения жизни общества, которые происходили благодаря научным и инновационным открытиям верующих.

Эта ответственность отражена в Священном Коране в ряде откровений, связанных с дарами Всевышнего (смысл):  «И каждое творение предстанет перед Нами в Судный день. И знамением для вас в этом – высохшая земля, которую Мы оживляем водой и выводим из неё семя.

 

И устанавливаем на ней сады из финиковых пальм и винограда. И выводим из неё (земли) родники. Чтобы вы вкусили из плодов их и того, что вырастили ваши руки» (сура «Аль-Бакара», аяты 32–35). На протяжении тысячелетий Кавказ и Закавказье играли важную роль в развитии Евразии. Особо значимыми в этом плане были качественные изменения в сельскохозяйственной системе: появлялись новые технологии, которые успешно применялись как в земледелии, скотоводстве, так и в производстве и переработке продуктов питания.

 

Причём здесь очень чётко прослеживается взаимосвязь с природой: все применяемые технологии были направлены на максимально полноценное использование данных Всевышним благ. Возможно, самым важным, основополагающим открытием для человечества было изготовление хлеба из зерна (пшеница, ячмень или рожь – зависело от региона), первоначально дикого, а позже – культивированного.

Кавказ и Закавказье в целом являлись тем местом, где путём многолетней селекции было выведено множество разновидностей зерновых культур. Все они были адаптированы к местным факторам (почве, микроклимату и т. д.). В глобальном сельскохозяйственном пространстве, в котором доминирует ограниченный круг монокультур, эти местные сорта, сохранившиеся в неизменном состоянии до наших дней, представляют определённую ценность.

 

В первую очередь как носители генетического материала, необходимого для создания новых биологических культур, имеющих хорошую устойчивость к болезням, большую урожайность, высокую энергетическую ценность. Одной из особенностей сельского хозяйства на Кавказе и в Закавказье является развитие террасного земледелия.

 

Регион был одним из глобальных центров распространения таких сельскохозяйственных технологий, что позволило увеличить посевные площади и обеспечивать сельхозкультурами даже высокогорные районы. Но мало вырастить зерно. Для того чтобы получить муку, необходимо зёрна пшеницы, ячменя или ржи перемолоть.

 

Первоначально для этого использовались камни, что в дальнейшем привело к появлению более технологичного приспособления – жёрнова. По своему строению ручная мельница, или мельничный постав, состояла из двух маленьких круглых жерновов, расположенных горизонтально: верхняя часть вращалась вручную вокруг центральной деревянной оси, нижняя была неподвижна и имела жёлоб для перемолотого зерна.

Стоит отметить, что ещё до нашей эры на Ближнем и Среднем Востоке имелись мельницы со вращающимися жерновами, использующими силу проточной воды рек, водопадов и т. д. Самая простая из них – это так называемая горизонтальная водяная мельница: в ней которой вода ударяется о лопасти колеса, которое, вращаясь, поворачивает жернова.

 

Благодаря своей простоте горизонтальная водяная мельница приобрела особенную популярность в горных районах – на берегах быстрых рек. В период распространения Ислама в Афганистане, Иране, на Кавказе и в Закавказье, в Анатолии и на Балканах эта технология получила широкое распространение и применяется даже сегодня.

 

Эдмунд Спенсер, англичанин, который путешествовал по Западному Кавказу в 1832 году, привёл красочное описание: «Кроме рек и речушек, повсюду в крае в изобилии крошечные ручейки и источники, дарующие возможность сооружения водяных мельниц; в результате мы обнаруживаем, что в каждой деревушке каждому дому принадлежит одна мельница, которая, будучи простой в конструкции, вполне приспособлена к требуемой цели.

 

Жерновой камень приводится в движение маленьким горизонтальным колесом, на которое по стволу выдолбленного дерева низвергается вода. Сусек в форме воронки, изготовленный из коры какогото дерева, подвешен с помощью ивовых верёвок, а остроконечный камень, двигающий в полости другой, выполняет функцию железного штыря для колёсного вала.

 

Эти мельницы, или дробилки, подобно всему остальному, столь же полезному и ценному в этом злосчастном крае, сконструированы таким образом, чтобы их можно было унести с собой, следовательно, когда враги вторгаются в этот край, то обнаруживают пустынное место, без продуктов для себя или самого незначительного фуража».

 

Водяные мельницы были необходимы не только для производства муки, но и для изготовления ещё одного традиционного и уникального продукта кавказской горной жизни – вкусной питательной пасты, известной как урбеч. Весной и летом грозные пейзажи скалистых долин региона смягчаются зелёным полотном садов с фруктовыми деревьями, полей со всходами кукурузы, льна и ржи.

 

В большинстве своём здесь выращивают различные сорта абрикосов. Часть употребляется в свежем виде, часть вялится и сушится на солнце, в результате чего получается курага. В этом виде абрикосы сохраняют все питательные вещества. Сладкие абрикосовые косточки тоже сушат и, слегка поджарив, перемалывают, превращая в ароматный урбеч.

 

Но особенно популярна паста из семян льна, который также выращивается в горах Кавказа. Сегодня особую 
популярность приобрёл урбеч из тыквенных, кунжутных семян и различных видов орехов. Как правило, приготовление урбеча предваряло начало месяца поста Рамадан. Урбеч, как один из наиболее энергоёмких продуктов, был неотъемлемой частью рациона постящегося мусульманина.

 

В горах и сегодня есть водяные мельницы, чаще всего там работают женщины. Это своего рода центры общественной жизни. Водяные мельницы кажутся уже архаичными и устаревшими, и, конечно, они проигрывают современным дизельным и электрическим устройствам.

 

Заброшенные водяные мельницы зачастую навевают печаль. У цахурцев, представителей одной из народностей Кавказа, есть выражение «мельница без воды». Оно используется, когда речь идёт о доме, покинутом детьми; доме, где не звучит смех и не слышно радостной суеты; доме, где живут одни старики.

 

В течение приблизительно двух тысяч лет горизонтальные водяные мельницы были повсеместной особенностью населённых территорий Кавказа и Закавказья и часто описывались европейскими путешественниками.

 

С введением новых систем продовольственного снабжения в течение ХХ века традиционные местные сельхозкультуры оказались вытеснены, террасное земледелие в значительной степени заброшено, водяные мельницы морально устарели, плотины и гидроэлектростанции изменили речную динамику и микроклимат. Все эти изменения приводят к полному разрушению древней сельскохозяйственной экосистемы, и это может стать серьёзным уроком для человечества.

 

К счастью, в настоящее время учёные уделяют всё большее внимание биоразнообразию кавказских растений, в том числе древним сортам абрикоса, традиционно выращиваемым на Кавказе. В горах Закавказья, в Турции была разработана образцовая система сохранения старинных мельниц. Грузия также делает упор на сохранение традиционных способов переработки зерна.

 

В Дагестане, несмотря на то, что знания о местонахождении и особенностях традиционных водяных мельниц практически утрачены и требуют срочной фиксации, специалисты по помолу муки и изготовлению урбеча востребованы.

 

Даже в столице республики, Махачкале, небольшие предприятия по-прежнему обслуживают население, имеющее тесные культурные и семейные связи с традициями своего горного края. По мере того как понимание проблем окружающей среды усиливается во всём мире, всё больше и больше студентов учатся в высших учебных заведениях на самом Кавказе, специализирующихся на изучении экологии и устойчивого развития, а также на новаторских подходах к защите природы нашего мира.

 

Выступая на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент России Владимир Путин подчеркнул: «Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урона окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба. Убеждён, чтобы ответить на него, у человечества есть интеллектуальный потенциал».

 

ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТЕРБРИДЖ