Дети важнее всего?

Любовь и трепет, которые мы испытываем к ним в этом мире, трудно описать, и это неудивительно, ведь ребёнок – наша частичка, наше отражение. Но мы должны постараться, чтобы эта любовь не затмила нам разум и не заставила забыть о главной нашей обязанности – об их воспитании.

статья опубликована в номере: 20 (585) / от 15 октября 2019 (Сафар 1441 г.)
224

В достоверном хадисе нашего Пророка ﷺ сказано: «Когда умирает человек, прекращаются все его деяния, кроме трёх: непрерывная милостыня (созданные своими руками колодец, мост и т. д.), знания, которые он передал и которыми пользуются люди, и праведное потомство, которое молится за него» (Абу Давуд).

 

Дети доверены нам Всевышним, и мы обязаны воспитывать их так, как угодно Ему. Нет сомнения, что мы будем спрошены за нашу халатность в отношении их воспитания. Ведь в хадисе сказано, что все мы пастыри и будем спрошены за нашу паству (аль-Бухари).

 

Ибн Кайм говорил: «Как же много любящих своих детей в этом мире, но оставляющих без внимания их воспитание для того света! Как же много помогающих своим детям в следовании их страстям и утверждающих, что они превозносят их таким образом, тогда как на самом деле они унизили их!» От праведных предшественников до нас дошли ценные советы, в следовании которым непременно кроется великое благо. 

 

Совет № 1

В первую очередь, конечно же, мы должны молиться за наших детей, об их здравии, наставлении на правильный путь и о благах в обоих мирах. И лучше всего делать это так, как сказано в Коране (смысл): «О наш Господь, даруй нам отраду глаз в наших жёнах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (сура «АльФуркан», аят 74).

 

От Посланника Аллаха ﷺ передано, что молитва троих не отвергается Всевышним, и в этом нет сомнения: молитва притеснённого, родителя и человека, находящегося в пути (мусафира). (Ахмад) В другом предании говорится, что молитва отца за сына подобна молитве Пророка ﷺ. Учёный аль-Манави считает, что причиной принятия молитвы служит тот факт, что родитель очень любит своё дитя и во всём отдаёт предпочтение ему перед собой.

 

Совет № 2

Следует проявлять милость и мягкость по отношению к ним. Это то, в чём наши дети нуждаются больше всего, особенно на первых порах жизни. Пророк ﷺ предостерегал нас от чёрствости в отношении детей. Абу Хурайра رضي الله عنه рассказывает, что однажды Посланник Аллаха ﷺ поцеловал Хасана رضي الله عنه, сына Али رضي الله عنه. Рядом с ним сидел сподвижник по имени Акра бин Хабис رضي الله عنه; увидев, как Пророк ﷺ поцеловал Хасана رضي الله عنه, он сказал: «У меня десять детей, и я ни разу не поцеловал их».

 

Повернувшись к нему, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что я должен делать, если Аллах ﷻ удалил из твоего сердца милость?», – а затем добавил: «Тот, кто не проявляет милости, не достоин милости». (аль-Бухари) Случалось и такое, что Пророк ﷺ удлинял свой земной поклон больше обычного из-за того, что Хусейн رضي الله عنه сел на его шею.

 

Абдулла бин Шаддад передаёт от своего отца: «Однажды Пророк ﷺ вышел к нам для совершения ночной молитвы, неся на себе Хасана или Хусейна. Опустив внука на пол, он вступил в намаз и долгое время находился в земном поклоне.

 

Я поднял голову и увидел ребёнка на спине Посланника Аллаха ﷺ в то время, когда он находился в суджде (земном поклоне). После завершения молитвы люди спросили его о причине удлинения суджды, на что он ответил: “Мой внук сел на меня, и я не хотел лишать его этого (удовольствия), пока он не успокоился (удовлетворился)”». (Насаи) 

 

Совет № 3

Следует соблюдать справедливость, так как справедливость отдаляет ребёнка от множества плохих путей, на которые он мог бы вступить в случае её отсутствия. По причине отсутствия справедливого отношения между детьми в них проявляются плохие качества характера. Из-за этого Пророк ﷺ прямо предостерегает нас в своём хадисе, говоря: «Бойтесь Аллаха ﷻ и будьте справедливы к своим детям». Нужно помнить, что несправедливость становится причиной непослушания и неподчинения.

 

Совет № 4

Необходимо самому стать примером для подражания своему чаду, ведь ребёнок с раннего детства берёт пример с родителей. В одной английской пословице сказано: «Не нужно воспитывать детей – воспитывайте себя, ведь дети всё равно будут похожими на вас».

 

Не ремнём, а словом Многие родители задаются вопросом о дозволенности применения силы в воспитании детей. Тут ответы у разных экспертов могут быть разными с учётом характера ребёнка и его особенностей. Ибрахим Нахаи, величайший табиин и учитель учителя Абу Ханифы, говорил: «Когда мы были маленькими, нас били за то, что мы свидетельствовали или давали обещания».

 

Учёные посчитали, что рассказ Ибрахима говорит о дозволенности бить ребёнка, воспитывая в нём требуемый нрав, если он не поддаётся иному воспитанию, кроме как при помощи битья. Прецедентный пример в этом вопросе тоже оставил нам Пророк ﷺ, который всегда служит примером терпения и справедливости.

 

Аиша رضي الله عنها рассказала: «Посланник Аллаха ﷺ ни разу никого не ударил своей рукой, ни жену, ни слугу, кроме как когда сражался на пути Аллаха ﷻ» (Муслим). В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Повесьте ваш кнут там, где члены семьи смогут видеть его, поскольку это будет дисциплинировать их».  Всех вам благ!

 

АХМАД ИБРАГИМОВ

Также в рубрике

Как воспитать в мальчике мужчину?

Все родители, у которых рождается мальчик, мечтают о том, чтобы из него вырос настоящий мужчина. Все хотят,

Как сохранить брак

Пандемия застала врасплох, пожалуй, каждого из нас. Сначала тревожные новости из Китая казались далёкими и

Как привить детям любовь к чтению?

Чтение – это наш источник знаний, наше окно во внешний мир и исследовательский инструмент в различных

Семейные узы

Каждый из нас слышал словосочетание «семейные узы». Что же это? Взаимные обязательства или нечто иное?