25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Бить или учить?

Цель любого урока – знания. Но всегда ли учитель может донести их до учеников, а те – в состоянии их усвоить? Проблемы, связанные с этими вопросами, лежат в плоскости человеческих контактов. Их качество нередко и определяет результат обучения.

От учащихся в целом требуется проявлять уважение к преподавателю – выслушивать его, не перебивать, приходить на уроки без опозданий, покидать классы с позволения учителя, не переговариваться между собой во время урока и т.д. К учителю тоже предъявляются некоторые требования, направленные на установление хорошего контакта с учащимися и, следовательно, результативности обучения. В Исламе это называется адабом (этикой) преподавателя. Итак, учителю всегда важно:

 

1. Работать ради Всевышнего Аллаха.

У преподавателя должно быть чистое намерение – передавать знания по Исламу только с целью достижения Довольства Аллаха ﷻ. Всевышний вверяет передачу Знаний избирательно. Так, в своё время для высокой миссии были избраны пророки. У них принимали эстафету их последователи – сахабы, табиины, таби-табиины и так далее.

 

Позже исламские учёные (алимы) так же по цепочке передавали истинные Знания из поколения в поколение. Хвала Аллаху ﷻ, продолжается это и сегодня. Пожалуй, бесполезно сравнивать себя с людьми таких высоких духовных уровней. Это не наше право и не наша задача.

 

Но что следует делать современному учителю – так это отдавать себе отчёт, что Аллах ﷻ далеко не каждому доверяет важную работу по передаче людям Знаний. Поэтому главное для преподавателя – его чистый ният (намерение), стремление к Довольству Аллаха ﷻ.

 

Какой-либо другой ният, например заработок, будет неправильным. Хотя педагог и может получать доход от своей работы, но это не является его изначальным намерением и главным устремлением. Он зарабатывает не деньги, а Довольство Аллаха ﷻ. 

 

2. Понимать, что Аллах доверил учеников как аманат (дал на сохранение).

В этом случае педагог осознаёт, как много в передаче Знаний зависит от него. Есть поговорка: «Нет студента – нет и учителя». Представим, что Творец не послал ни одного человека в качестве искателя знаний. Как тогда преподаватель сможет выполнить свою миссию и получить великую награду в Судный день? Поэтому педагог должен приложить все усилия, чтобы учащийся не ушёл от него, а остался и продолжил обучение. Ведь ученик пока не понимает важности получаемых знаний. А учитель уже понимает. 

 

3. Проявлять отзывчивость к своим ученикам.

Учитель должен постараться стать «духовным родителем» для учеников. А значит, относиться к своим подопечным как любой родитель к своим детям: снисходительно, заботливо, желать им лучшего, стараться помогать, не жалеть себя, сил и времени для того, чтобы научить их правильно жить 
по Исламу. Учитель должен интересоваться проблемами, нуждами учеников. И стараться оказывать им посильную помощь. 

 

4. Объяснять материал в соответствии с уровнем понимания слушателей.

Объяснения учителя должны быть простыми и понятными для учащихся. Преподаватель не должен давать информации больше, чем могут понять ученики. Поэтому важно знать возраст учащихся, уровень их образования, особенности менталитета. Это никак не умаляет достоинства студентов, но помогает учителю находить правильный подход к выстраиванию занятий. 

 

5. Учить не только своему предмету.

Учитель на своём предмете может давать дополнительные сведения из смежных областей, показывать их взаимосвязь, расширять общий кругозор учащихся. 

 

6. Соблюдать расписание занятий.

Учитель не может пропускать свои лекции. Если нет возможности провести занятие в установленном порядке, необходимо перенести его на другое удобное для всех время. 

 

7. Сторониться личной выгоды.

Преподаватель должен бояться, что полученная от ученика выгода и будет платой (вознаграждением) за труд по передаче знаний. Вполне реальна опасность, что польза от любезности ученика заменит саваб, который учитель может получить от Аллаха ﷻ в Судный день за усердие на Его Пути. Процесс обучения, как любое совместное дело, – это контакт людей. В этом контакте учитель наделён большей ответственностью как более знающий и понимающий.

 

ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА