Ответы на вопросы от 01.10.2019 (по Шафии)

1. – Действителен ли намаз человека, который использует мочеприёмник? 2. – Если на одежду попал медицинский спирт, можно ли в ней совершать намаз? 3. – Разрешён ли плазмолифтинг? 4. – Можно ли носить часы с золотым напылением? 5. – Если мусульманин отрицает обязательность выполнения намаза и поста, впадает ли он в неверие? Если да, то каково решение о браке (никяхе) этого человека, если он состоит в нём? 6. – Разрешается ли охота на дикую утку, чтобы иметь чистое (халяль) мясо, так как продаваемое в магазинах мясо не вызывает доверия? И разрешена ли по мазхабу имама аш-Шафии охота с ружьём?

статья опубликована в номере: 19 (584) / от 01 октября 2019 (Сафар 1441 г.)
102

1. – Действителен ли намаз человека, который использует мочеприёмник?

– По этому вопросу единого мнения у учёных разных мазхабов нет. Так, учёный шафиитского мазхаба Мухаммад ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Нельзя человеку, у которого недержание мочи, привязывать бутылку для её сбора, потому что при этом он станет человеком, носящим на себе нечистоту не в месте её образования без крайней необходимости».

 

Однако учёные маликитского мазхаба в решении этого вопроса проявляют достаточное облегчение. К примеру, известный учёный этого мазхаба адДирдир в книге «Аш-Шарх аль-Кабир» пишет о допустимости использования мочеприёмника.

 

«Прощаются нечистоты, подобные экскрементам, моче, предэякуляту и другим, которые выходят во время намаза и от которых трудно уберечься, при условии постоянных выделений, даже если имеет место один эпизод в сутки». Имам ад-Дусуки в своих субкомментариях сказал: «И необязательно промывать это место, и нет в этом даже желательности. То есть полностью прощается то, что попадает на одежду и тело молящегося». 

Заключение:

Наиболее легко к этому вопросу подходят учёные маликитского мазхаба, поэтому, следуя их мнению, можно не обременять себя мытьём приёмника перед каждым намазом, как это установлено в других трёх мазхабах.
 

 

2. – Если на одежду попал медицинский спирт, можно ли в ней совершать намаз?

– Большинство исламских алимов едины во мнении, что любая жидкость, которая опьяняет человека, является наджасой (нечистотой). Доводом для этого является аят Священного Корана, где говорится, что хамр (вино из винограда) – это рижс. Большинство учёных – толкователей Корана – слово «рижс» связывали с понятием «наджаса» (нечистота).

 

Шариатское решение относительно спирта и других опьяняющих жидкостей такое же, как и относительно хамра. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всё, что опьяняет, – есть хамр, и каждый хамр является запретным (харам)». В то время как увеличилось применение спирта для сохранения продуктов питания, некоторые учёные, считая его необходимостью, продиктованной условиями, и общей бедой (то есть тем, без чего невозможно обойтись), посчитали, что его наличие прощается (афв).

 

Также, если применённый на теле спирт оказался на одежде и нет возможности его смыть, то, опираясь на мнение этих учёных, разрешается совершать намазы, и их можно не возмещать. Но всё же, учитывая, что по мазхабу имама аш-Шафии, а также мнению большинства учёных, спирт и другие опьяняющие жидкости являются наджасой, нельзя слишком попустительствовать в этом, а необходимо проявить аккуратность и набожность.
 

 

3. – Разрешён ли плазмолифтинг?

– Плазмолифтинг – инновационная лечебно-омолаживающая процедура, предполагающая подкожное введение обогащённой тромбоцитами плазмы собственной крови пациента. Подобная процедура направлена не только на лечение, но и на регенерацию и рост молодой ткани.

 

Наибольшее распространение плазмолифтинг получил в области косметологии для разглаживания и устранения мелких морщин. Плазмолифтинг также применяется в трихологии для борьбы с выпадением волос и облысением, в стоматологии – для ускорения приживления зубных имплантатов и для лечения гинекологических заболеваний. В Исламе к подобной процедуре неоднозначное отношение – ввиду того, что для инъекции используют жидкость, полученную из крови, а кровь, как известно, относится к нечистотам.

 

Имам ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Сама нечистота (к примеру, кровь) не очищается промыванием. То есть нечистота (наджаса) не очищается превращением её во что-то другое, как, например, не очищается мертвечина, попав в место, где производят соль, и превратившись в неё; или как не очищается сгоревшая мертвечина, превратившись в пепел».

 

В книге «Тухфат аль-Мухтадж» Ибн Хаджара альХайтами сказано: «Разрешается использовать лекарства, в состав которых входят алкогольные напитки, точно так же, как разрешается использовать любые другие виды нечистоты даже в чистом виде при наличии следующих условий: 1) если человек знает, что это принесёт пользу, или если это подтвердит хотя бы один врач, соблюдающий нормы шариата; 2) если нет другого лекарства, в состав которого не входит нечистота».

Заключение:

• При плазмолифтинге используется кровь, которая является нечистотой, а значит, использовать её разрешается только при соблюдении следующих условий:

1) если её применяют для лечения;

2) если её польза для лечения подтверждена знаниями врача, соблюдающего нормы шариата, или самого человека, который её использует;

3) если нет заменителя, в составе которого нет нечистоты. Соблюдая вышеперечисленные условия, разрешается прибегать к процедуре плазмолифтинга для лечения заболеваний, а также для ускорения процесса лечения. Прибегать к процедуре плазмолифтинга в косметологии в целях омоложения кожи запрещено, так как для этого нет соответствующих условий, дозволяющих использование нечистоты.
 

 

4. – Можно ли носить часы с золотым напылением?

– Разрешается использовать в быту позолоченные и посеребрённые часы, посуду и другие вещи, если человек точно знает, что с них невозможно получить даже малую часть золота или серебра (имеющую цену) при воздействии на них высоких температур (плавке).

 

При наличии же сомнения в вышеупомянутом запрещено (харам) их использовать, за исключением женских украшений. Однако заниматься золочением или серебрением запрещено, даже если это женские украшения, и полученные за подобную деятельность деньги не будут дозволенными (халяль) («Тухфат аль-Мухтадж»).

 

5. – Если мусульманин отрицает обязательность выполнения намаза и поста, впадает ли он в неверие? Если да, то каково решение о браке (никяхе) этого человека, если он состоит в нём?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат альМухтадж» пишет: «Если совершеннолетний человек (мусульманин) не совершает обязательный намаз, отрицая его обязательность, то он, по единогласному мнению учёных, становится кяфиром (неверным).

 

Это же решение относится ко всем обязательным нормам шариата, относительно обязательности которых есть единогласное мнение». «Если до вступления в половую близость муж и жена станут вероотступниками или же один из них, то их брак сразу же расторгается.

 

Если же это произойдёт после половой близости и они вновь примут Ислам (произнесут слова шахады с верой в сердце и совершат покаяние) в течение срока идды, то их брак не будет считаться расторгнутым; а если не примут Ислам в этот срок, то их брак считается расторгнутым с момента, как они отступили от веры».
 

 

6. – Разрешается ли охота на дикую утку, чтобы иметь  чистое (халяль) мясо, так как продаваемое в магазинах мясо не вызывает доверия? И разрешена ли по мазхабу имама аш-Шафии охота с ружьём?

– У известного учёного мазхаба имама аш-Шафии Абу Бакра ад-Димьяти в его книге «Ианат ат-Талибин» сказано: «Запрещено кому-либо стрелять из огнестрельного оружия (в животное), кроме искусного стрелка, который точно знает, что сможет его ранить.

 

Также разрешается стрелять из ружья по большим птицам, подобным гусям, которые в большинстве случаев от ранения пулей не умирают. Стрельба по маленьким птицам, которые чаще всего умирают от одного огнестрельного выстрела, запрещена.

 

Это всё относительно дозволенности самой стрельбы, а что касается животного (убитой дичи), то его мясо является запретным (харамом), кроме того случая, когда охотник успел зарезать животное до предсмертной агонии. Убийство животных для забавы также запрещено».


Заключение:

Считается дозволенной охота на диких животных ради мяса или же использования его частей (шкуры, костей и т. д.) в быту. Для ведения охотничьей деятельности необходимо, чтобы человек был искусным стрелком, который может с лёгкостью ранить дичь, а не убить её. Мясо любого животного, убитого из огнестрельного оружия, запрещено употреблять в пищу.

 

Если пуля попала не в жизненно важный орган и животное было ранено и охотник успел его зарезать, пока оно находилось не при смерти (то есть причиной смерти животного должна быть не пуля, а именно его закалывание), то его мясо дозволено для употребления. Если же животное было заколото, когда оно находилось уже при смерти от ранения пулей или было полностью убито, то употреблять это мясо в пищу запрещено.
 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ


Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).
 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 15.01.2020 (по Шафии)

1. – Нужно ли тому, кто зашёл в мечеть, спешить успеть на такбир (произнесение слов «Аллаху Акбар» при

Ответы на вопросы от 1.01.2020 (по Шафии)

1. – Действителен ли ракаат человека, успевшего присоединиться к коллективному намазу лишь в поясном

Ответы на вопросы от 15.12.2019 (по Шафии)

1. Считается ли развод действительным, если человек трижды скажет следующее слово: «талак («развод»), талак,

Ответы на вопросы от 01.11.2019 (по Шафии)

1. Несёт ли ответственность хозяин за животное, которое портит чужое имущество? И можно ли убивать такое