Закят с торговли и ценных металлов
Выплата закята с золота и серебра
Человек выплачивает закят со своего имущества следующим образом: он отдаёт предписанную ему Аллахом ﷻ долю своего имущества – одну сороковую часть – в качестве закята для тех, на кого необходимо его расходовать.
И когда он отдаёт закят, или в момент отделения предписанного размера закята, у него должно быть намерение его выплатить. «Намерение в момент отделения предписанного размера закята» означает: когда в конце года человек подсчитывает своё имущество и выделяет предписанный размер закята, в это время он должен сделать намерение отдать закят – как только найдёт тех, кто его заслуживает.
И каждый раз, когда к нему приходит бедный или нищий, он будет отдавать ему из выделенного имущества, и необязательно при этом обновлять намерение. Если человек, обладающий имуществом в размере, с которого выплачивается закят, в течение года приобрёл ещё какое-то имущество, то он присоединяет его к имуществу того же вида и с него тоже отдаёт закят.
Под «присоединением» имеется в виду то, что в своей основе закят с приобретённого имущества становится обязательным после истечения года, и ограничение – «имущество одного вида» – в данном случае объясняется тем, что полученное имущество может быть разных видов, например, верблюды и мелкий рогатый скот. Под «приобретением имущества» имеется в виду приобретение его вообще, будь то наследование, дарение, покупка или получение по завещанию.
В дальнейшем речь пойдёт о том, что золото или серебро присоединяются друг к другу и что товары присоединяются друг к другу по причине того, что они все принадлежат к одному виду с точки зрения оценки стоимости («Аль-Бахр ар-Раик).
Таким образом, золото, серебро и товары принадлежат к одному виду и полученное имущество, относящееся к одному из них, присоединяется к другому. Если обладающий имуществом, с которого выплачивается закят, отдаст его прежде, чем истечёт год, то это будет действительным и его закят будет считаться выплаченным.
Если человек, обладающий имуществом, с которого выплачивается закят, отдал его в конце года, но затем оно в течение следующего года уменьшилось, то с него не снимается обязанность выплаты закята. То есть если имущество достигло размера, с которого выплачивается закят, прежде чем закончился год, то человек обязан выплатить закят, а если размер имущества, с которого выплачивается закят, имелся в начале и в конце года, то его уменьшение в середине года не освобождает от обязанности уплаты закята.
Если человек владеет товарами, которыми торгует, и они не достигают размера, с которого выплачивается закят, но у него есть ещё и золото или серебро, то стоимость товаров присоединяется к золоту или серебру или к ним обоим, и если всё вместе достигло размера, с которого выплачивается закят, то он обязателен.
Если у человека есть золото в размере менее 20 мискалей (приблизительно 250 000 рублей) и серебро – менее 200 дирхемов, то он присоединяет золото к серебру по стоимости, пока она не достигнет размера, с которого выплачивается закят, таково мнение Абу Ханифы, а два его ученика – Абу Юсуф и Мухаммад – сказали: «Он не присоединяет одно к другому по стоимости, а присоединяет его по долям».
Приведём пример, из которого станет ясна причина этого расхождения во мнениях. У человека есть сто дирхемов серебра и пять мискалей золота стоимостью сто дирхемов. По мнению Абу Ханифы, с этого нужно уплатить закят, а по мнению двух его учеников – нет.
Это объясняется тем, что, по мнению Абу Ханифы, размер, с которого следует выплатить закят, достигнут с точки зрения стоимости, а по мнению его учеников, с точки зрения долей он не был достигнут. Если у человека есть сто дирхемов и десять мискалей стоимостью сто дирхемов, то закят обязателен, так как размер, с которого выплачивается закят, был достигнут, согласно обоюдному мнению («Аль-Бахр ар-Раик», «Лубаб фи шархи Китаб)».
МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ