Земной поклон забывчивости («ас-сахв») в намазе

В случае добавления или пропуска определённых элементов в намазе необходимо (ваджиб) после чтения ташаххуда («Ат-Тахият»), после приветствия вправо («ассалам»), совершить два земных поклона.

статья опубликована в номере: 19 (584) / от 01 октября 2019 (Сафар 1441 г.)
157

Поклоны «ас-сахв» обязательны в случае добавления к намазу действий, являющихся его частью, но не там, где они должны быть, или несовершения действия-сунны. К примеру, если молящийся добавил ещё один земной поклон или ещё один ракаат, или не выполнил одно из обязательных, относящихся к ваджибу 
действий, – например, не прочитал суру «Аль-Фатиха» или суру после неё, не выполнил первое сидение или не прочитал один из двух ташаххудов, или не прочитал «Аль-Кунут» в витр-намазе, или не произнёс такбиры праздничных намазов, или если имам читал громко там, где нужно читать шёпотом, или читал шёпотом там, где нужно читать громко.

 

Во всех этих случаях, прочитав последний ташаххуд, молящийся перед приветствием совершает два земных поклона «ас-сахв» в качестве искупления этой ошибки. Поклоны «ас-сахв» имама обязательны для всех молящихся за ним.

 

Если имам не совершил эти поклоны, то молящиеся за ним также не совершают их. Имам не обязан совершить поклон «ас-сахв», если те, кто молится за ним, допустили ошибки в намазе; также и сами допустившие ошибки не выполняют их, следуя за имамом.

 

Тот, кто совершил оплошность по невнимательности в четырёх- или трёхракаатном намазе и не выполнил сидение для чтения первого ташаххуда, но потом, вставая, вспомнил об этом, должен смотреть на своё состояние: если он был ближе к сидению, то ему необходимо вернуться и сесть, прочитать ташаххуд и завершить оставшуюся часть намаза, не выполняя земные поклоны «ас-сахв».

 

Если же он вспомнил об ошибке тогда, когда был ближе к стоянию, то он не садится и продолжает намаз стоя, затем, после последнего ташаххуда произносит приветствие вправо, совершает два дополнительных земных поклона (ас-сахв), затем читает заново ташаххуд и произносит приветствие вправо и влево.

 

Если молящийся сидел в четвёртом ракаате, пока читался ташаххуд, а после этого встал, не завершив намаз «ас-саламом», полагая, что это его первое сидение, то он возвращается к сидению и читает «ас-салам», пока не совершил земной поклон пятого ракаата.

 

Если же он закрепил пятый ракаат земным поклоном, то добавляет к нему ещё ракаат и земной поклон после ошибки, и его намаз считается совершённым, а два последних ракаата для него становятся добровольным намазом. Тому, кто сомневается в своём намазе и не знает, выполнил он три или четыре ракаата и для него это впервые, необходимо совершить намаз заново.

 

А если сомнения у него появлялись и до этого, то должен поступить согласно преобладающему собственному мнению, если таковое есть, а если нет, то – согласно убеждённости. Автор «Аль-Инайа» по этому поводу сказал: «Это можно разъяснить следующим образом: в намазе из четырёх ракаатов, когда совершающий намаз сомневается, первый это ракаат или второй, ему следует поразмыслить.

 

Но если это ни к чему не привело, то он продолжает намаз исходя из минимального количества, то есть считает этот ракаат первым, затем садится из предосторожности, что он может быть и вторым, и сидеть в этом случае обязательно.

 

Потом он встаёт и совершает другой ракаат и садится сразу, так как мы стали считать этот ракаат вторым; потом встаёт и садится, так как этот ракаат может быть и четвёртым, потом встаёт и совершает ещё один ракаат, так как мы стали считать его четвёртым с точки зрения норм шариата, и сидеть после него является предписанной обязанностью.

 

Аналогично совершаются и намазы из трёх ракаатов». Автор книги «Ад-Дурр аль-Мухтар», ссылаясь на «Фатх уль-Кадир», упоминает о том, что молящийся обязан совершить земные поклоны «ас-сахв» оплошности во всех случаях, когда имеет место сомнение, при этом не имеет значения, поступил он на основании своих размышлений или взял за основу меньшее число ракаатов.

 

В книге «Фатх уль-Кадир» сказано так: «Если в результате размышлений молящийся пришёл к чему-то, то он завершает намаз, основываясь на этом, и совершает два земных поклона, то же самое будет и во всех случаях, когда у него возникло сомнение. И если он поступил в соответствии с результатом своих размышлений или принял за основу меньшее, то он совершает земные поклоны “ас-сахв”...»

 

То, что сказано в «Фатх ульКадир», подтверждается достоверным хадисом, переданным от Абдуллы ибну Масуда رضي الله عنه, где Пророк ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас станет испытывать сомнения относительно своего намаза, то пусть он стремится к правильному и завершит свой намаз (исходя из этого), потом произнесёт слова приветствия (вправо), а потом совершит два (дополнительных) земных поклона». («Лубаб фи шархи Китаб», «Фатх уль-Кадир», «АсСирадж», «Аль-Инайа», «АдДурр аль-Мухтар»)

 

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ
 

Также в рубрике

Рамадан. Достоинства поста

Ассаламу алейкум, дорогие братья и сёстры! Продолжая говорить о благословенном месяце Рамадан, невольно

Причины не поститься

В данной статье хотелось бы поговорить о том, когда человеку всё же дозволяется нарушить пост – ввиду разных

Пост и его особенности

Пост бывает следующих видов: 1. Фарз – это религиозная обязанность, установленная категоричным повелением.

Салям (товар по заказу)

Салям – это договор купли-продажи, заключённый с условием предоплаты, то есть покупка производится по