32 замка для тайны

Всё, что даётся человеку на хранение, на арабском языке называется общим словом «аманат», которое в этом или похожем значении перекочевало в некоторые языки мусульманских народов.

статья опубликована в номере: 19 (584) / от 01 октября 2019 (Сафар 1441 г.)
98

Аманат в переводе с арабского означает «верность данному слову, преданность, надёжность и честность». А учёные-богословы дают этому термину следующее определение: «Аманат – это чужие права, которые обязан соблюдать и охранять каждый человек».

 

Чаще всего аманатом служит какаянибудь вещь, имеющая ценность, будь то деньги, драгоценности или другое имущество. Но нередко аманатом могут стать тайна или секрет человека. От Джабира ибн Абдуллаха رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Если человек что-то рассказывает и при этом смотрит по сторонам (показывая, что не желает, чтобы об этом кто-то слышал), то сказанное им становится аманатом (тайной, доверенной на хранение)» (имам Ахмад, Абу Давуд, Тирмизи).

 

По разным причинам человек делится с родными, близкими, друзьями, приятелями и даже с первым встречным своими самыми сокровенными мыслями. Когда человек разбрасывается в прямом смысле этого слова своими секретами, он и не думает, что эта информация через некоторое время может стать достоянием общественности.

 

Это происходит, потому что каждый человек по своей натуре доверчив. Кто-то доверяет всем подряд, а кто-то верит только своим близким, и то не всегда и не всем. В любом случае человек, раскрыв свою тайну кому-то, оказывает ему безграничное доверие. Если вам доверили тайну, она является аманатом, который вам отдали на хранение. Следовательно, вы должны беречь эту тайну как зеницу ока. 

 

Тот, кто является для всех нас примером, – Пророк Мухаммад ﷺ – никогда не позволял себе нарушать аманат, всегда возвращал доверенное и никогда не раскрывал тайны тех, кто доверился ему, ведь он является обладателем всех благородных качеств.

 

Благодаря этому качеству ещё с детства, задолго до пророчества, Посланник Аллаха ﷺ получил прозвище аль-Амин («доверенный», «верный», «надёжный», «честный»). Всю свою жизнь Мухаммад ﷺ соответствовал этому прозвищу.

 

Мухаммаду ﷺ в Мекке безгранично доверяли не только его последователи, родные и близкие, но даже его идеологические противники, которые находились с ним практически в состоянии войны. Несмотря на то, что язычники Мекки не приняли пророчества Мухаммада ﷺ, они не нашли человека, которому могли бы доверить свои ценные вещи, и предпочитали оставлять своё добро на хранение именно ему.

 

Когда Посланник Аллаха ﷺ собирался совершить хиджру (переселение из Мекки в Медину), у него всё ещё 
находились некоторые вещи язычников, оставленные на хранение. Мекканские язычники готовили покушение на Мухаммада ﷺ, и в то же время их вещи находились у него.

 

Не зря они так безгранично доверяли Пророку ﷺ, ведь они знали, что их вещи находятся в безопасности и он в любом случае вернёт их своим владельцам. Всё так и случилось. Отправляясь в путь, Посланник Аллаха ﷺ уполномочил Али бин Абу Талиба رضي الله عنه вернуть хозяевам их имущество.

 

А что представляет собой тайна? Чужая тайна? Практически каждый человек имеет секреты, которые он хотел бы хранить втайне от всех или почти от всех за исключением определённого круга лиц. Иногда человек добровольно рассказывает нам свои тайны, иногда мы узнаём о них случайно.

 

Но вне зависимости от того, как нам стало известно о них, эта информация остаётся чужой тайной, на разглашение которой мы не имеем права. К великому сожалению, мы не всегда можем хранить чужие секреты, а порою просто не умеем делать это. Некоторые люди не способны сохранить тайну и просто не могут ничего с собой поделать. Они могут поступить так необдуманно, а после часто сожалеют о содеянном.

 

С точки зрения Ислама категорически запрещено раскрывать любую тайну, особенно если это может нанести кому-либо вред. Раскрыть секрет того или иного человека разрешается лишь тогда, когда человек уже умер, но даже после его смерти нельзя рассказывать о том, что может унизить или опозорить его честь.

 

Если человек рассказал вам о сокровенном и доверил вам свою тайну или вы где-то услышали её, подслушали или случайно узнали, будьте добры, держите эту тайну при себе как ценную вещь, отданную вам на хранение, ибо за её разглашение вы будете спрошены в Судный день.

 

В хадисе, который передаёт Абу Хурайра رضي الله عنه, говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Признаков лицемера три: когда рассказывает что-либо – лжёт; когда ему доверяют – предаёт; когда обещает – не исполняет» (Муслим). Одним из важнейших адабов поведения в семье и в обществе является умение хранить тайны.

 

Неумение держать язык за зубами является скверной чертой характера, и не менее скверной является откровенность с такими людьми. Основной причиной того, что человек нарушает обещание и не умеет хранить доверенные ему тайны (аманат), является слабость его веры, а также отсутствие богобоязненности и дружба с теми, кто не соблюдает чужие права.

 

Каждый мусульманин должен отречься от этой лицемерной черты, и для этого ему следует стараться укреплять свою веру, быть богобоязненным и избегать дружить с теми, кто не соблюдает чужие права. 

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ
 

Также в рубрике

Одинокий пастух и свирель сатаны

Абу Саид аль-Худри رضي الله عنه передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вскоре наступят времена, когда

Не искушай людей!

Мы разные. Весёлые и скучные, умные и не очень... Как нам вообще удаётся жить бок о бок в семьях или работать

Значение милостыни (садака)

Этот мир (дунья) и всё, что в нём, – сплошное испытание для человека. Бог по-разному испытывает Своих рабов.

Доброта – это слабость?

Доброта в наше время не ценится, нередко её принимают за слабость, поэтому на зло надо отвечать злом… –