Завидуйте правильно

Как известно, человеческий род подвержен многим порокам, лишающим нас привилегий, обещанных нам Господом, и что ещё хуже – ввергающим нас в геенну огненную. Одним из таких качеств является зависть.

статья опубликована в номере: 19 (584) / от 01 октября 2019 (Сафар 1441 г.)
70

Существует множество статей и проповедей, призывающих нас к избавлению от данного порока. Мне же в свою очередь хочется призвать вас не к избавлению от зависти как таковому, а к её полному преображению, то есть призвать вас к зависти, но к правильной.

 

Так как же такое возможно, а самое главное – как этого добиться?! Для начала давайте вспомним, что такое зависть с точки зрения религии. В книге «Благонравие праведников» зависти даётся такое определение: «Сущность зависти (хасад) заключена в недовольстве тем, что Всевышний Аллах одарил кого-то каким-либо благом, и в желании, чтобы тот человек лишился этого блага».

 

Всевышний, в очередной раз проявляя Свою безграничную милость, сделал послабление нам в отношении «гибтата» (зависть без зла). То есть желать благо другому и самому надеяться его получить. В народе её ещё называют белой завистью.

 

Вы только задумайтесь, дорогие читатели, насколько милостив к нам Всевышний Аллах, что указал нам на простейший выход избавления от одного из самых опасных пороков всех времен. От нас всего лишь требуется не желать, чтобы кто-то лишился какого-то блага.

 

Мудрость этого решения призывает нас желать всем людям без исключения добра. А также любить всех только потому, что они являются творениями Всевышнего. А если ненавидеть, то только их плохие поступки. Из приведённого выше становится ясно, что зависть бывает двух видов.

 

Первая – запретная, то есть зависть, которая сопровождается желанием, чтобы кто-либо лишился каких-либо благ, и именно эта зависть, как рассказывается в преданиях, сжигает благие деяния подобно огню, пожирающему дрова. И вторая – дозволенная зависть, то есть желать чего-либо себе, но без того, чтобы этого блага лишились другие.

 

От Ибн Масуда رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах ﷻ даровал богатство и возможность потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах ﷻ даровал мудрость и который судит на основании (этой мудрости) и передаёт её другим» (аль-Бухари, Муслим).

 

В разные периоды нашей жизни в нас проявляются определённые качества, но укореняются лишь некоторые из них. И этот процесс хорошо раскрывается в притче про двух волков. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

 

Один волк представляет зло: зависть, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, верность». Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А кто побеждает в конце?» Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Так дело обстоит и с данным пороком: если вовремя не постараться подавить его, он будет преследовать тебя всю жизнь.

 

Исследователи из Берлинского университета пришли к выводу, что крупнейшая в мире социальная сеть Facebook делает людей несчастными, заставляя испытывать жалость к себе и ненависть ко всем. Оказалось, что всё дело в зависти, которая возникает у человека от просмотра фотографий и видео путешествий, весёлых встреч и праздников.

 

У человека, который видит их, возникает уверенность, что все вокруг живут какой-то более яркой, насыщенной, интересной жизнью, чем он сам. В результате он начинает считать свою жизнь тусклой и никчёмной. Одно дело не завидовать или делать это правильно, но что делать, если объектом зависти стали вы?

 

Отвечая на этот вопрос, можно выделить несколько пунктов, необходимых для защиты от неё.

1. В первую очередь нужно обратиться с покаянием ко Всевышнему.

2.  Уповать на Него и произносить молитву: «Хасбуна Ллаху вани мальВакиль».

3. Произносить чаще «Аузуби Лляхи мина шшайтани рраджим» и читать азкары (славословия Богу) после намаза.

4. Смиренно обращаться с мольбой о том, чтобы Всевышний сохранил тебя от зла зависти и завистников.

5. Быть справедливым к завистнику, соблюдать его права и не вредить ему подобно тому, как он навредил вам.

6. Лечить себя от его зла специальной молитвой «рукъя»: «Бисмилляхи аркика, ва ллахуяшфикамин куллида инюзика, ва мин шаррикулли нафсина вайнихасидин. Аллаху ﷻ яшфикя, биссмилляхи аркика».


Мира вам и добра!


АХМАД ИБРАГИМОВ
 

Также в рубрике

Море мёртвых

Меня замесили в однородную массу. Живой и здравый среди покойных. Орбиты сбиты. Сгорели станции, И не

Намаз. На грани фола

Бояться. Мечтать. Радоваться. Испытывать угрызения совести. Оставаться в одиночестве. Преодолевать страх.

Для чего все великие люди вели дневники?

О процессе и правилах самоуправления личности Самоуправление и управление имеют решающее значение в

Родные души

На вспотевшем от пара окне хрупкими, но безумно красивыми крыльями билась откуда-то залетевшая бабочка. Она