06 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Краткое сказание о мудром Лукмане, или Что самое вкусное в овце

Его называли Лукман аль-Хаким. Хаким – это мудрец, которого Всевышний одарил знаниями и умом, и он прекрасно пользовался этими дарами. При толковании слова «хикма» – «мудрость» – обязательно сочетание этих трёх качеств.

О происхождении Лукмана аль-Хакима существует много разных мнений, но большинство сходятся на том, что он был темнокожим рабом. Некоторые утверждают, что он был пророком, но, по мнению Ибн Аббаса رضي الله عنه, Лукман аль-Хаким не был им.

 

Говорят, что он был пастухом, в другом предании говорится, что он был плотником. Однажды днём, когда он спал, его разбудил голос: «О Лукман, хочешь ли ты быть халифом на земле и установить справедливость среди людей?» Он ответил: «О Господь, если мне предоставляется выбор, то я предпочитаю не брать это на себя». Услышав это, ангелы удивились и спросили: «Почему?»

 

Лукман ответил, что предпочитает быть на этом свете рабом, чем царём. Совершенство ума не позволило ему выбрать по своей воле величие, из-за которого забывается ахират (вечный мир). Ангелы удивились его мудрости и красоте его слов. После этого Лукман снова уснул, и тогда Аллах ﷻ влил в его сердце мудрость. Так он проснулся с мудростью на устах. Я здесь привёл только суть этой истории.

 

После этого тот же голос предложил то же самое пророку Давуду عليه السلام, и он согласился быть халифом на земле и не спросил о выборе, как это сделал Лукман. Лукман иногда посещал Давуда عليه السلام. Однажды пророк Давуд عليه السلام, восхищённый его мудростью, сказал: «Моё почтение тому, кто наделён такой мудростью».

 

Рассказывают, что Лукман был самым незаметным и скромным рабом своего хозяина. Известна история, суть которой такова. «Однажды хозяин отправил его с другими рабами за фруктами в сад. Когда все уже возвращались из сада с фруктами, другие рабы стали есть плоды, а потом сказали, что это Лукман их съел.

 

Лукман, переживая из-за этого, сказал хозяину, что лицемер не может быть доверенным человеком. И предложил хозяину испытать их всех, дав каждому выпить горячей воды. Хозяин заставил их выпить горячую воду и стал смотреть, что из этого выйдет.

 

Кроме Лукмана, всех вырвало съеденными фруктами, его же – только водой. Тут приоткрылись «врата мудрости» Лукмана, и хозяин узнал о его честности, правдивости и верности. В другой раз хозяин зашёл в туалет, оставив раба снаружи, и задержался там.

 

Лукман крикнул ему, что долгое нахождение в туалете может вызвать болезнь печени, повышение давления, геморрой. Удивлённый мудростью его слов, хозяин, чтобы пользу от них получили и другие, написал их на стене. Как-то раз он поручил Лукману зарезать овцу и велел принести два самых сладких куска от неё. Лукман принёс хозяину язык и сердце, сказав, что слаще них нет ничего.

 

В другой раз, поручив зарезать овцу, хозяин наказал Лукману принести две наихудшие части, и тот опять принёс язык и сердце. Хозяин спросил: как могут быть оба органа одновременно и плохими, и хорошими?! «Если будут хорошими – нет ничего лучше их, а если они станут плохими – нет ничего хуже них», – ответил Лукман. Однажды Лукман, собрав народ вокруг себя, давал наставления.

 

Один из собравшихся подошёл и поинтересовался, кто проповедник. Увидев, что это Лукман, он спросил, не был ли тот чабаном в таком-то месте. «Да, был», – ответил Лукман. «Как же ты достиг такого почёта и уважения?» — поинтересовался тот. «Правдивость, оправдание доверия и отказ от лишнего», – ответил Лукман.

 

Таких случаев с Лукманом описано немало, и привести их все у меня не хватит возможности. Море мудростей Лукмана глубоко, и, чтобы достать до его дна, нужны водолазы, поэтому, довольствуясь тем, что можно взять, протянув руку, приведём некоторые из его завещаний. В книге «Рух аль-Баян» говорится, что его жена и сын поначалу были неверными, но благодаря его наставлениям Всевышний привёл их к истинной вере – Ислам.

 

Вот некоторые из его мудростей:

– Пусть предметом вашей торговли будет богобоязненность – и будете получать прибыль без товара.

 

– Посещайте похороны, так вы будете вспоминать о смерти. Остерегайтесь посещения свадеб, ибо мирское увлечёт вас.

 

– Когда утром прокричит петух, вставайте, не будьте слабее его.

 

– Не откладывайте на завтра покаяние, ведь за вами смерть, которая наступит внезапно.

 

– Старайтесь участвовать в собраниях алимов, не упускайте возможности слушать речи мудрецов, ибо свет мудрости оживляет сердца, как засушливую землю оживляют дожди.

 

– Не старайтесь изучать новые науки, пока не будете поступать сообразно приобретённым знаниям.

 

– Мирское – это море, где утонули многие; сядьте на корабль богобоязненности, чтобы обрести спасение.

 

– Если найдёте людей, собравшихся для поминания Аллаха ﷻ, не уходите, присоединяйтесь к ним, чтобы получить долю, когда Всевышний одарит их взором Своей милости. Не приближайтесь к собраниям, где люди пребывают в забвении Господа, это увеличит в вас невежество, сделает чёрствыми ваши сердца, и если этих людей постигнет гнев Аллаха ﷻ, вас это также не обойдёт.

 

– Постарайтесь, чтобы пищу вашу ели только богобоязненные, в делах советуйтесь с алимами. Приучайте свой язык постоянно произносить «Аллахумма-гфир ли» («О Аллах ﷻ, прости меня»).

 

– На этом свете нет такой тяжести, которую я не переносил бы на себе, вплоть до железа и камней, но я не нашёл ноши тяжелее, чем плохой сосед. Я вкусил всю горечь этого света, но худшей горечи, чем нищета, я не нашёл. – Мудрость сажает бедняков среди больших царей.

 

– Если сердце ваше в заблуждении, не притворяйтесь богобоязненными ради почитания людьми.

 

– Остерегайтесь долгов, это днём для вас унижение, а ночью – тяжёлые раздумья. Не беритесь за мирское засучив рукава, это повредит вашему ахирату, но и не бросайте мирское совсем, иначе среди людей окажетесь презренными бедняками.

 

– Не изучайте науки лишь для того, чтобы спорить с глупцами, кичиться среди учёных или добиться похвалы и известности среди людей, ведь Знающему скрытое ведомы все ваши намерения.

 

– Как волк не подружится с овцой, так не будет братства между дурным и добрым человеком. Не делайте наставления тому, кто их не воспримет. Хотя кто же сейчас сможет различить это?

 

– Дети мои, ведите себя с хорошими людьми как рабы, а с плохими не дружите никогда. Не ищите того, что отвернулось от вас, и не оставляйте без внимания то, что повернулось к вам.

 

– От детей вы получите благо, если с малых лет научите их добру. Наказание детей для их воспитания так же необходимо, как дождь для земли.

 

– Не отправляйтесь в путь в начале ночи, постарайтесь делать это после полуночи. В путь выходите с мечом, в чалме, обутыми в масхи – в полном снаряжении. Нитку с иголкой, шило и посуду для еды тоже не забывайте. На случай если вдруг вам или спутникам понадобятся лекарства, не забудьте прихватить их с собой.

 

– Не пребывайте всегда в раздумьях, особенно не занимайте сердце печалью. Будьте довольны уделом, данным вам Господом, – проживёте спокойную и безоблачную жизнь. Если желаете мирского, не стремитесь к тому, что находится в руках других. Надежды возлагайте только на Всевышнего и полагайтесь только на Него, Он создаст причины, и тогда достигнет вас ваш удел.

 

– Делайте благо тем, кто достоин его, ибо пропадёт оно, если попадёт в руки недостойного, – на этом свете потеряете имущество и на том свете не найдёте вознаграждения, будет вам один убыток, и прибыли вы не найдёте. Не будьте расточительны и не будьте скрягой, но, умеренно экономя, будете в завидном положении.

 

ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ