20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Жизнь и богословское наследие Абу Ханифы

Абу Ханифа Ну’ман ибн Сабит (699—767 гг. по григорианскому календарю и 80—150 гг. по хиджре) – известный правовед Ислама, основатель ханафитского мазхаба (богословской школы), богослов. Его называли и называют по сей день Имаму аль-А’зам – Великий Имам. Последователи его школы встречаются во всех уголках земного шара.

Абу Ханифа вошёл в историю в первую очередь как правовед. Он стоял у истоков зарождения мусульманской юриспруденции и отстаивал идеи о необходимости использования умозрительных приёмов при решении религиозноправовых проблем. Его взгляды были восприняты многими другими мусульманскими правоведами, в том числе имамом аш-Шафии (умер в 820 г.) – основателем второй после ханафитской по количеству приверженцев религиозно-правовой школы.

 

Получая образование у учеников Абу Ханифы, имам аш-Шафии считал последнего своим учителем. Абу Ханифа родился в 699 году в г. Куфа (Ирак). Здесь он воспитывался и прожил большую часть своей жизни. Куфа была провозглашена к тому времени новой столицей арабского халифата и стала одним из центров научно-культурной жизни мусульман и многочисленных религиозно-политических движений.

 

Сведений об отце Абу Ханифы, Сабите, сохранилось немного. Известно, что он был богатым торговцем, происходившим из иранских мавали (вольноотпущенников). Мавали были не арабами, преимущественно принадлежали к персам.

 

В детстве он со своим отцом и дедом имел честь встречаться с халифом и духовным наставником мусульман досточтимым Али ибн Абу Талибом , который, обратившись к Всевышнему, попросил ниспослать на род Сабита божественную благодать.

 

Насколько услышана была эта молитва, мусульмане стали судить тогда, когда узнали о великом имаме Абу Ханифе. Впрочем, детство Абу Ханифы мало чем предвосхищало судьбу великого учителя. Несмотря на то, что он рос в городе, бурлящем научной жизнью, Абу Ханифа продолжал дело своего отца – торговлю.

 

Во время паломничества к святым местам он встретился с последними сподвижниками Пророка , что возводило его в разряд поколения таби’ин, считавшегося более авторитетным в религиозных вопросах. Судьбоносный поворот в жизни отрока произошёл тогда, когда один из куфийских учёных, видя в нём незаурядные способности к науке, посоветовал оставить торговлю и посвятить себя научным изысканиям.

 

Торговлю, дающую честно заработанный кусок хлеба и независимость от власть имущих, Абу Ханифа не оставил на протяжении всей своей жизни, но всё же внял советам старца и стал уделять больше времени занятиям наукой.

 

Различные сохранившиеся источники свидетельствуют, что Абу Ханифа приступил к изучению мусульманского права не сразу. Первоначально он посещал религиозно-научные кружки, изучая вероубеждение (калам), арабскую литературу и грамматику, поэтическое искусство, науку о рецитации Священного Корана (кираат) и предания о Пророке Мухаммаде  (сиру), то есть, по сути, охватил весь спектр религиозно-мусульманского знания того времени.

 

В возрасте 22 лет Абу Ханифа становится учеником известного иракского учёного Хаммада ибн Абу Сулеймана (ум. в 737/120 г.), продолжавшего научные традиции таких видных сподвижников Пророка , как Абдуллах ибн Мас’уд  и уже упомянутый Али ибн Абу Талиб , и приступил к фундаментальному изучению мусульманского права.

 

Став за годы учёбы самостоятельным муджтахидом (высший ранг богослова), высочайшего уровня правоведом и во многом превзойдя своего учителя, Абу Ханифа, тем не менее, остался верным ему и провёл в его окружении 18 лет вплоть до смерти наставника.

 

После этого сам встал во главе иракской школы мусульманских правоведов. Как истинный учёный, Абу Ханифа продолжал совершенствовать свои познания на протяжении всей жизни. Он встречался с виднейшими людьми того времени, неустанно обогащаясь духовно. К числу таких людей в первую очередь следует отнести известного шейха Ислама Джа’фара Садыка (ум. в 765 г.).

 

Помимо научных изысканий, имам отличался глубокой религиозностью. И по сей день слагают легенды о его богобоязненности и неустанном служении Всевышнему Аллаху. Абу Ханифе довелось жить в смутное время. Становление молодого государства было сопряжено с жёсткой борьбой нескольких политических групп.

 

Остаться в стороне от этой борьбы Абу Ханифе не удалось. В 747 году наместник Куфы Ибн Хубайра, стремясь укрепить социальные позиции омейядской власти, избравшей в религиозном обществе светский образ правления, попытался принудить учёного к государственной службе (либо стать судьёй, либо возглавить казну).

 

Абу Ханифа, в отличие от многих куфийских учёных, проявив завидную силу духа и не приняв заманчивого предложения, был вынужден срочно уехать в Мекку, чтобы спастись от преследований. С приходом к власти аббасидов Абу Ханифа возвращается в родной город. Однако вести спокойную жизнь торговца и учёного ему довелось недолго.

 

Ставший в 754 году халифом Абу Джа’фар, больше известный как Мансур («Победитель»), предложил Абу Ханифе занять пост судьи на этот раз в новой столице халифата – Багдаде. Учёный первое время приветствовал новую власть, но с началом репрессий (карательных мер), направленных против её бывших политических союзников, разочаровался в ней и снова отверг почётное предложение.

 

Дело осложнилось тем, что отправленный в Багдад Абу Ханифа, представ перед Мансуром, не изменил своего решения даже тогда, когда халиф поклялся настоять на своём. Непреклонность учёного и его нежелание быть придворным факихом (богословом) задело самолюбие халифа, и государь приказал заточить Абу Ханифу в темницу, а по некоторым источникам – подвергнуть телесному бичеванию (избиение плетью).

 

После этого Абу Ханифа уже не вернулся к науке и преподаванию: через некоторое время он покинул этот мир. Средневековые авторы расходятся во мнении о том, случилось ли это непосредственно в тюрьме или через некоторое время после освобождения из неё.

 

Но, как бы там ни было, физические страдания, причинённые уже пожилому Абу Ханифе, несомненно, приблизили его кончину. В день его похорон улицы Багдада были заполнены людьми, пришедшими проститься с Имамом аль-А’зам. Пятьдесят тысяч человек, как отмечают источники, приняли участие в похоронной процессии. («Фикх уль-Ибадат ‘ала мазхаби имами Ханафи»)