18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 01.09.2019 (по Шафии)

1. Можно ли прервать молитву совершающему намаз индивидуально, если в это время начали джамаат-намаз (коллективную молитву)? 2. Можно ли применять микрофоны при чтении азана для большей слышимости? И можно ли убавить звук усилителя, если громкий звук доставляет беспокойство людям (детям, больным), живущим по соседству? 3. Каково отношение Ислама к единоборствам? 4. Если девушка рождена без никяха, то кто должен выдавать её замуж? 5. Каково вознаграждение за намаз, совершённый в мечетях аль-Харам, анНабави и аль-Акса? На всю ли территорию этих мечетей в их нынешнем состоянии оно распространяется? 6. Когда наступает время ишрак-намаза? И какая награда обещана за его выполнение?

1. Можно ли прервать молитву совершающему намаз индивидуально, если в это время начали джамаат-намаз (коллективную молитву)? 

«Если молящийся совершает суннат-намаз (желательный намаз), ему следует завершить его, кроме как в том случае, когда он опасается, что пропустит джамаат-намаз. В таком случае ему желательно прервать свой намаз и присоединиться к джамаат-намазу, потому что вознаграждение за джамаат-намаз больше, чем за совершение суннат-намаза (желательного)».

 

«...Нельзя прерывать своевременный обязательный намаз, если время его совершения на исходе. В противном случае его можно прервать только для совершения коллективного фарз-намаза, при условии превращения этого намаза в суннат-намаз. При этом, дав салям (приветствие), молящийся завершает свой фарз-намаз двумя рака’атами, если только он не боится упустить этот джамаат-намаз». («Хашия аль-Буджайрами»)

 

«Если человек, совершая своевременный фарз-намаз, уже встал на третий рака’ат, то ему предпочтительнее завершить этот намаз, совершив молитву до конца, но можно закончить его как трёхрака’атный суннат-намаз». («Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

2. Можно ли применять микрофоны при чтении азана для большей слышимости? И можно ли убавить звук усилителя, если громкий звук доставляет беспокойство людям (детям, больным), живущим по соседству?

Азан введён для того, чтобы извещать о наступлении времени намаза. Он является символом Ислама, и, следовательно, необходимо, чтобы все жители населённого пункта услышали извещение о наступлении времени намаза.

 

Если в каком-то из кварталов города азан не слышен, то ответственность за его чтение не снимается, пока он там не будет оглашён. Что же касается чтения азана на возвышенности, то это желательно, если в этом есть необходимость.

 

Но в наше время усилители звука и динамики нивелируют эту необходимость, в связи с чем нет желательности подниматься на минбар, поскольку динамик является эффективным средством доведения азана до отдалённых кварталов города.

 

Однако если акустическая система настроена так, что люди, живущие вблизи мечети, страдают от его (азана) громкости, то необходимо перенастроить прибор. Ибо Пророк ﷺ в своём достоверном хадисе сказал: «Не причиняй вреда себе и другим». (Ахмад, Ибн Маджа, ад-Дарукутни)

 

3. Каково отношение Ислама к единоборствам? 

В целом отношение религии Ислам к единоборствам положительное, если это способствует здоровому образу жизни и обучает человека навыкам самообороны.

Однако любые виды единоборств запретны, если:

– есть вероятность нанесения тяжёлого физического вреда организму по причине усердных тренировок;

– есть удары по лицу, по голове или по жизненно важным органам и причинение вреда сопернику в целом;

– есть проявление любого вида вражды к сопернику;

– есть ставки; – оголение аврата (срамных мест). Также необходимо понимать, что запрещено непосредственно наблюдать бои (находясь в зале или в помещении, где находится ринг), где происходит взаимное или одностороннее избиение соперника.

 

Аргументация:

Пророк ﷺ сказал: «Не [причиняй] вреда себе и другим». (Ахмад, Ибн Маджа, ад-Дарукутни) «Борьба, бокс и подобные спортивные дисциплины запрещены, если они причиняют физический вред здоровью человека и животного.

 

Следовательно, если нет причинения физического ущерба одному из соперников, то это дозволено. Также дозволено, если виды спорта способствуют здоровому образу жизни, военной подготовке или обучают человека самообороне.

 

Воистину, Пророк ﷺ боролся с Рукана и одолел его». (Вахба аз-Зухайли, «Аль-Фикх аль-Ислями ва адилятуху») Посланник Аллаха ﷺ также сказал: «Пусть ни один из вас не находится там, где наносятся побои (увечья) человеку. Воистину, проклятье Аллаха ﷻ нисходит на тех, кто присутствует там, пока они не прекратят избиение». (ат-Табрани, «Аль-Муджам аль-Кабир»)

 

4. Если девушка рождена без никяха, то кто должен выдавать её замуж?

В книге «Хашия аль-Бужайрими ‘аля аль-Хатиб» говорится, что девочка, рождённая вне брака, не получает отцовства. В книге «Аль-Фикх аль-Манхаджи» сказано: «При отсутствии опекуна оно (опекунство) переходит на имама».


Заключение:

Девушку, рождённую вне брака, выдаёт замуж имам (или его уполномоченный) той местности, где она находится во время заключения никяха (брака по Шариату).
 

 

5. Каково вознаграждение за намаз, совершённый в мечетях аль-Харам, анНабави и аль-Акса? На всю ли территорию этих мечетей в их нынешнем состоянии оно распространяется?

«Если дать обет (назр) быть в и’тикафе и определить для этого мечеть аль-Харам (в Мекке), то пребывание именно в ней становится обязательным (для и’тикафа), и её не заменит любая другая мечеть из-за превосходства аль-Харама и многократного увеличения вознаграждения в ней.

 

Один намаз в этой мечети равен ста миллиардам намазов в иных мечетях, за исключением мечетей ан-Набави (в Медине) и аль-Акса (в Иерусалиме)». «Намаз в мечети аль-Акса равен пятистам намазам, совершённым в других мечетях, помимо мечетей в Мекке и Медине по одной версии хадиса, и тысяче намазов по другой версии. А один намаз в мечети ан-Набави равен тысяче намазов в мечети аль-Акса.

 

Намаз же в мечети аль-Харам равен ста тысячам намазов в мечети Медины». В итоге получается, что намаз в мечети аль-Харам ценнее намаза в мечети ан-Набави в сто тысяч раз и в сто миллиардов раз дороже намаза, совершённого в любой другой мечети, помимо этих трёх мечетей. «Под мечетью аль-Харам имеется в виду сама Кааба и мечеть вокруг неё».

 

«А мечеть Медины – это мечеть времён Пророка ﷺ, а не территория, пристроенная позднее, согласно мнению имама ан-Навави, которое он посчитал более верным». «А разница в том, что территория вокруг мечети анНабави, пристроенная в последующем, согласно хадису Пророка ﷺ, в котором он, указав границы её территории, сказал: «…Намаз в этой моей мечети…», не входит в её границы.

 

А то, что добавили к мечети аль-Харам (при её расширении), подпадает под это название (и является её частью)». («Тухфат аль-Мухтадж») «Что касается преданий и хадисов, содержащих возражение имаму ан- Навави, то среди них нет ни одного достоверного, чтобы опровергнуть намёк (об ограничении территории мечети Пророка ﷺ), содержащийся в хадисе, который мы приняли как решение и которому мы следуем». (Ибн Хаджар, «Аль-Фатава аль-Кубра альФикхия»)

 

6. Когда наступает время ишрак-намаза? И какая награда обещана за его выполнение?

«К суннат-намазам, которые нежелательно совершать в джамаате (коллективно), относится двухрака’атный «ишрак»-намаз. Время его совершения наступает после восхода солнца и прохождения нежелательного времени (для совершения безусловных (мутлак) суннат-намазов).

 

И он не является намазом “зуха”». (Ибну Хаджар, «Тухфат аль-Мухтадж») Это значит, что намаз «ишрак» совершается после поднятия солнца относительно нашего зрения над горизонтом приблизительно на три с половиной метра.

 

Это время наступает спустя 12—15 минут после полного восхода диска солнца над горизонтом. А что касается награды, обещанной за совершение этого намаза, то в хадисе Посланника Аллаха ﷺ, переданном от Анаса ибн Малика ﷻ, сказано: «Кто совершит коллективно утренний намаз, затем до восхода солнца просидит, поминая Аллаха ﷻ, а после совершит двухрака’атный суннат-намаз, тот получит вознаграждение, подобное вознаграждению за хадж и умру (малый хадж)». И Пророк ﷺ дважды добавил: «Полноценные, полноценные!». (ат-Тирмизи)