О смерти пророка Сулаймана ﷺ

Сулайман ﷺ спросил посетившего его ангела Азраила ﷺ о времени своей смерти. Азраил ﷺ ответил ему, что он умрёт, когда вырастет дерево харнубат.

статья опубликована в номере: 17 (582) / от 01 сентября 2019 (2 Мухаррам 1441)
107

Каждый раз, когда Сулайман ﷺ делал земной поклон в Байт аль-Мукаддасе (мечеть в Иерусалиме), там появлялось по одному дереву, и у каждого Сулайман ﷺ спрашивал: «Лекарством от какой болезни ты являешься, как ты называешься?»

 

Деревья отвечали ему, и, записав ответ, Сулайман v приказывал пересадить растение в другое место. Как-то раз он поинтересовался у дерева, которое выросло во время намаза, как оно называется. «Харнубат», – был ответ, и Сулайман ﷺ понял, что жизнь его подошла к концу.

 

Он сделал запись о его пользе и вреде и велел посадить дерево в саду. Затем пророк ﷺ совершил омовение, завернулся в саван и, подготовившись к смерти, опёрся на посох в михрабе. «О Аллах ﷻ, не дай джиннам узнать о моей смерти, чтобы люди убедились в том, что джинны не ведают тайное», – попросил он Всевышнего, и на этих словах ангел смерти забрал его душу.

 

Джинны, которые утверждали, что знают тайное, не узнали о смерти пророка ﷺ, который стоял у них на виду, пока посох, на который он опёрся, не сломался, подточенный червями. В страхе перед Сулайманом ﷺ и не ведая о его смерти, они ещё целый год трудились из последних сил.

 

Есть разные варианты сказания о том, как Азраил v прибыл забирать душу Сулаймана v. Поскольку понятна цель предания и нет необходимости вдаваться в подробности, я ограничился тем, что приводится в книге «Бадаи».

 

В одном из преданий говорится, что Сулайман v умер в возрасте ста восьмидесяти лет, в другом же сказано, что он прожил всего пятьдесят три года. Из одного сказания известно, что похоронен он рядом с отцом – пророком Давудом ﷺ, в другом же говорится, что место его захоронения – Байт аль-Лахм (Вифлеем, Палестина). Аллах ﷻ – Всеведающий.

 

О пророке Данияле (Данииле)

После возвращения в Вавилон Бухтанасар царствовал ещё довольно долго. Однажды ночью он проснулся в страхе от увиденного сна. 


Он собрал всех толкователей и велел объяснить своё видение. Никто не смог сделать это, и Бухтанасар стал искать толкователя своих сновидений. В это время Даниял ﷺ находился вместе с друзьями в темнице, куда их бросил Бухтанасар. Услышав о том, что никто не может истолковать сон царя, Даниял ﷺ передал через охранника, что он сможет сделать это, и Бухтанасар велел привести его.

 

Даниял ﷺ по прибытии не поклонился ему. Когда царь спросил его о причине, пророк ﷺ ответил, что Творец повелел поклоняться только Себе. «Если я ослушаюсь Его, то потеряю знание и мудрость, данные мне Всевышним». Бухтанасар очень удивился, но не стал настаивать.

 

«Такое уважение к знаниям и следование повелению – хорошая черта», – заметил он и спросил, сможет ли Даниял ﷺ истолковать сон. Отвечая на вопрос, юноша растолковал сон царя до того, как тот его рассказал. Я не стану описывать его сон и то, как именно он был истолкован.

 

Сновидение было растолковано как предвещающее доброе, чем Бухтанасар остался доволен. После этого Даниял ﷺ и его друзья оказались в числе его приближённых людей. Но это не понравилось огнепоклонникам, и они, задумав коварство, пожаловались Бухтанасару, что бывшие пленники не поклоняются идолам и не едят пищу, приготовленную для идолов.

 

Бухтанасар велел призвать Данияла ﷺ с друзьями к себе и спросил, так ли это. Они ответили, что это правда и что они поклоняются только Аллаху ﷻ. Услышав это, Бухтанасар разгневался, приказал вырыть большую яму, бросить в неё Данияла ﷺ и пятерых его друзей и пустить туда семь могучих львов.

 

Разбранив их, царь ушёл к себе во дворец и через некоторое время, передохнув, вернулся посмотреть на растерзанные голодными львами тела. Бухтанасар и его свита были поражены, увидев спокойно сидящих Данияла ﷺ с друзьями и львов, которые мирно лежали рядом с юношами, положив головы на лапы.

 

Увидев с ними и седьмого человека, которого раньше не было там, они удивились и спросили, откуда он взялся. А это был ангел, посланный к ним с повелением. Он ударил по лицу Бухтанасара, отчего лицо его изменилось, и он превратился в зверя.

 

В образе зверя с сердцем человека он пробыл среди животных семь лет, затем Аллах ﷻ вернул его к царствованию. Увидев эту Божественную силу, Бухтанасар снова помирился с Даниялом ﷺ и сделал его своим самым приближённым советником, вроде визиря. Это и был тот хороший конец, который предрёк ему Даниял ﷺ, толкуя его сон.

 

Среди людей Писания были даже такие, которые утверждали, что перед смертью Бухтанасар уверовал в Аллаха ﷻ. Но огнепоклонники не могли смириться с таким возвышением пророка Данияла ﷺ и решили рассорить с ним царя.

 

Они сообщили Бухтанасару, что его визирь ночью выходит по малой нужде. В их стране это не было принято, терпеть нужду до утра считалось достойным поступком. Воспользовавшись этим, царь и огнепоклонники договорились тайком убить пророка ﷺ.

 

Они приготовили много угощений, организовали большое застолье, пригласив Данияла ﷺ, ели, пили, и все остались там же ночевать. Бухтанасар строго наказал стражнику у ворот убить любого, кто выйдет ночью, даже если это будет он сам.

 

Стражник покорно послушался его. Ночью Бухтанасару стало невмоготу терпеть малую нужду, и он вышел за ворота первым. Стражник накинулся на него как орёл, чтобы исполнить его наказ убить вышедшего за ворота. Бухтанасар испугался и дал знать, что это он, царь.

 

«Бухтанасар приказал убить и себя», – ответил стражник и, взмахнув секирой, убил его. Так рассказывают про смерть Бухтанасара, есть и другие версии. Истину мы оставим на Всевышнего, я же написал, как рассказывается в одной из книг.

 

Краткое сказание о пророке ‘Узайре

Когда Бухтанасар, разорив полмира, возвращался в Вавилон, среди детейпленников из Байт аль-Мукаддаса, у которых были убиты родители, оказался и ‘Узайр. Он был очень одарённым, способным, смышлёным мальчиком, читал Таврат (Тору).

 

До смерти Бухтанасара он оставался в Вавилоне, а затем смог вернуться на родину. Когда появилась возможность, он двинулся в путь верхом на осле. Остановившись у развалин деревушки на берегу реки Тигр, ‘Узайр ﷺ не обнаружил там ни одной живой души – так велико было разрушение.

 

Он поел там фруктов, выжал сок из винограда, выпил, а оставшееся забрал с собой на осле. «Как же Аллах ﷻ всё-таки оживит и восстановит всё это?» – сказал ‘Узайр ﷺ про себя. Так он думал не потому, что сомневался в могуществе Аллаха ﷻ, а потому, что был изумлён Его силой. 

 

Привязав осла, он прилёг отдохнуть и заснул спокойным сном. Тут Всевышний забрал его душу, а тело его пролежало на том же месте сто лет. Поскольку сила Всевышнего безгранична, всё это время Он сохранял тело ‘Узайра ﷺ словно живое.

 

Творец сделал завесу перед глазами всех живых, чтобы они не увидели ни ‘Узайра ﷺ, ни его осла. Через сто лет Аллах ﷻ вселил в голову ‘Узайра ﷺ душу и повелел посмотреть на своё тело, и ‘Узайр ﷺ увидел, как его тело на его же глазах оживает по частям.

 

Тут явился архангел Джабра’иль ﷺ и спросил: «Сколько дней ты тут находишься?» – «День или часть дня», – ответил ‘Узайр ﷺ, взглянув на солнце. Он прилёг и уснул утром после зуха (за несколько часов до полудня), а проснулся в послеобеденное время.

 

«Ты спал здесь сто лет», – сказал ему Джабра’иль ﷺ и велел посмотреть на осла. Осёл стоял на том же месте, где был привязан, фрукты и сок тоже не изменились, будто прошёл всего лишь час. Так Всевышний показал ‘Узайру ﷺ Своё могущество, и в нём ещё больше укрепилась вера в воскрешение.

 

Хотя тогда, глядя на разрушенное селение, он вовсе не изза сомнения подумал о том, как же всё будет восстановлено, но это чудо стало словно свет над светом, оно укрепило убеждённость в его вере.  Выглядевший так же, как и сто лет назад, ‘Узайр ﷺ верхом на осле прибыл на родину.

 

Люди в родном селении не признали его, хотя он утверждал, что он ‘Узайр ﷺ. Он принялся искать своё жилище и, найдя одну 120-летнюю парализованную слепую старушку, с сомнением спросил её: «Не здесь ли жил ‘Узайр?» Она ответила: «Да». «Я ‘Узайр», – сказал он.

 

«Уже сто лет как нет ‘Узайра, я не видела человека, который даже вспоминал бы о нём», – заявила старушка и, чтобы проверить, он ли это, начала расспрашивать его, а потом сказала: «Если ты ‘Узайр ﷺ, то попроси Аллаха ﷻ, чтобы Он вернул мне зрение.

 

Ведь ‘Узайр ﷺ был таким человеком, мольбу которого Всевышний не оставлял без ответа». В «Ара’исе» сказано, что эта женщина знала Узайра ﷺ, она была его невольницей, когда ей было двадцать лет. Истину знает лишь Аллах v. ‘Узайр ﷺ, произнеся мольбу, провёл рукой по её глазам.

 

В тот же час зрение вернулось к ней, и она начала видеть. «Встань по воле Аллаха ﷻ», – сказал ей ‘Узайр ﷺ. Она встала и весьма бодро пошла. Она взглянула на ‘Узайра ﷺ, сразу узнала его и, оставив сомнения, засвидетельствовала это.

 

Затем она повела его в тот квартал, где жили его дети и внуки, и сообщила им радостную весть. Она рассказала им, что ‘Узайр ﷺ оживлён после ста лет смерти и что его мольба исцелила её. После свидетельствования старушки сын ‘Узайра ﷺ встал и посмотрел на спину отца.

 

Там, между лопатками, находилось родимое пятно в форме молодого месяца, по которому он узнал отца. Эта новость очень обрадовала жителей селения, и все они собрались вокруг ‘Узайра ﷺ. Он оставался с ними некоторое время, но о том, сколько он точно с ними пробыл, знает только Всевышний Аллах. Тогда у них был Таврат (Тора) Мусы ﷺ, и они следовали ему.

 

Но мало-помалу они начали отходить от предписаний Всевышнего, поэтому Аллах ﷻ разгневался на них и лишил табута, забрав его на небеса. Увидев, что потомки Израилевы забыли Таврат, ‘Узайр ﷺ стал умолять Всевышнего, чтобы Он снова озарил их сердца светом веры. Обратиться к Аллаху ﷻ с такой же просьбой он наказал и алимам этого народа. И Аллах Милостивый внял мольбе ‘Узайра ﷺ. 

 

ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ
 

Также в рубрике

Чудеса пророка Исы (Иисуса) عليه السلام

Хадис Пророка ﷺ гласит: «Любовь к мирскому – голова всему дурному и предосудительному»

Чудеса пророка Исы (Иисуса) عليه السلام

В пути Иса عليه السلام остановился в некоем городе. Он открыл апостолам тайну, что в городе есть клад, и

О чудесах пророка ‘Исы (Иисуса) عليه السلام

У детей израилевых был царь по имени Хардус, подчинённый римскому императору. Ему не нравились широко

Сила веры в словах девы

Повествование о рождении пророков Яхьи (Иоанна) , сына Закарии (Захария), и Исы (Иисуса) , сына Марьям В