Лень или особенности развития
Ни читать, ни писать
Мамы и папы, готовя малыша к школе, стараются научить его азам: читать, писать и считать. Да и требования к первоклашкам возросли, и не знающие буквы детки автоматически попадают в категорию отстающих. Правильно это или нет – можно спорить бесконечно, но как же быть ребёнку, который, несмотря на все родительские усилия, не может, придя в школу, прочесть ни слова у доски, а пишет так, словно в руках у него не лёгкая ручка, а стопудовое бревно?
Дисграфия или дислексия
Термин «дислексия» появился в 1887 году с подачи работавшего в Штутгарте офтальмолога Рудольфа Берлина. Но уже детальное обоснование данному психоневрологическому отклонению дал в 1896 году терапевт В. Прингл Морган, опубликовав в «Британском медицинском журнале» статью под названием «Врождённая словесная слепота».
В ней автор описал специфическое психологическое расстройство, влияющее на способность к обучаемости чтению. Позже была выделена и дисграфия, как неспособность ребёнка к письму. Итак, дислексия – это по факту нарушение чтения. А дисграфия – нарушение письма.
При дислексии дети допускают ошибки при чтении, словно им что-то мешает. Со стороны может показаться, что ребёнок просто не знает букв и заменяет незнакомые или пропускает звуки. При этом такие дети хорошо воспринимают информацию на слух и хорошо выполняют устные задания, но вот письменные задания: изложения, сочинения и т.д. – для них сложны.
У них ужасный почерк, а в письменных работах полно ошибок. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании слов они допускают грубые ошибки.
Причём такая боязнь письма сохраняется и у взрослых. Конечно, не каждый плохо читающий ребёнок страдает дислексией, как и не каждый неграмотный страдает дисграфией. Но опытный педагог или школьный психолог всегда уловит эти особенности, если они есть.
Что же касается причин подобного состояния, то тут мнения невропатологов неоднозначны. Исследования 20-х годов прошлого века привели учёных к выводу, что на возникновение этих особенностей влияет изменение поля зрения, которое приводит к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.
В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического развития. Уже в наше время американские учёные утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и письма: DCDC2 и Robo1.
Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько раз. Но нас интересует не причина, а особенности данного состояния. Итак, дети с дислексией и дисграфией, имея нормальное зрение, словно не видят букв, читают медленно, при этом заменяя звуки близкими по звучанию: «з» на «с», «ж» на «ш» – или схожими по начертанию: «п» и «т», «б» и «в».
В письме они допускают ошибки общего характера: неправильное написание окончаний, повторение слов. Многие родители начинают обвинять детей в невнимательности и нежелании перечитывать написанное, ведь почему знающий правила ребёнок пишет «корова» через «а» («кАрова») и вставляет лишние буквы – понять сложно.
Что делать?
Помогать. Дислексия и дисграфия не приговор, это просто особенность вашего ребёнка, и ваша задача – помочь ему. В умственном развитии ребёнок может даже опережать своих сверстников, но если не помочь ему, то он может замкнуться в себе и просто перестать учиться.
Подружитесь с логопедом и школьным психологом, предупредите классного руководителя об особенностях сына или дочери. А главное – уделяйте больше внимания своему чаду, занимаясь им дома дополнительно. Тяжело ребёнку читать? Читайте ему сами, переходите на аудиокниги.
Не мучайте многократным переписыванием текстов, особенно если ребёнок вновь и вновь допускает одни и те же ошибки. Дайте ему задание пофантазировать, пусть он пишет о чём хочет, сочинит сказку, рассказ. Проверяя написанное, не спешите чиркать всё красной ручкой, просто отметьте на полях ошибки.
Поверьте, умению правильно излагать свои мысли на бумаге дисграфия не помеха. А почерк? В эпоху электронного документооборота он не так важен. Ещё один способ – общайтесь с ребенком почаще с помощью электронных сообщений; так вы переборете его страх, ведь в коротком предложении заметить ошибку проще всего. Будьте внимательны к своим детям, и учёба вам будет в радость.
САРАТ САЛАМОВА