Почему пять?

Решения (ахкамы) Шариата (исламского права) делятся на два вида. Есть такие ахкамы, смысл предписания которых нам понятен – относительно мудрости их установления у нас не возникает вопросов.

статья опубликована в номере: 17 (582) / от 01 сентября 2019 (2 Мухаррам 1441)
245

Однако есть такие решения, в которых содержится только указание, а мудрость скрыта от нас или не упоминается в источниках. Исполняя такие предписания, верующий следует указаниям Всевышнего, не вдаваясь в причины и детали такого решения. Примером первого вида постановлений является запрет вина и азартных игр.

 

Всевышний Аллах в Священном Коране разъяснил нам смысл и мудрость этого запрета (смысл): «Сатана желает сеять среди вас вражду и ненависть при помощи опьяняющего и азартных игр и отклонить вас от поминания Аллаха ﷻ и совершения намаза» (сура «АльМаида», аят 91).

 

Примером же второго вида решений является совершение обязательного полуденного намаза именно в полдень, совершение тавафа (обхода вокруг Каабы) с направлением левого плеча к Каабе, установление нисаба (наименьшего количества имущества, облагаемого закятом) в размере двадцать мискалей золота (приблизительно 85 граммов), установление именно трёх рака‘атов для вечернего намаза и тому подобное.

 

Совершение пяти обязательных намазов в сутки тоже относится ко второму виду постановлений. Ни в Священном Коране, ни в благородной Сунне мы не находим упоминания о мудрости установле
ния именно такого количества обязательных намазов в сутки.

 

Мусульманин обязан беспрекословно выполнять все предписания религии, несмотря на то, что Всевышний Аллах скрыл мудрость установления этих обязанностей. Истинные мусульмане должны сказать: «Мы услышали и повинуемся».

 

Мы должны принять слова Всевышнего (смысл): «Всевышнего Аллаха не спрашивают о том, что Он вершит, ибо Он один – Владыка, которому принадлежит всё величие. А вот они (рабы) будут держать ответ и будут спрошены о том, что делали» (сура «Аль-Анбия’», аят 23). Ведь мы являемся рабами Всевышнего Аллаха, а раб не имеет права требовать отчёт от своего господина относительно его решений.

 

Наоборот, раб обязан выполнять его приказы независимо от того, поясняет господин их смысл или нет. В книге «Аль-мавсу‘а аль-Фикхийя альКубра» об этом написано следующее: «Учёные разделяют вопросы фикха (исламского права) исходя из наличия или скрытия в них мудрости. Первые – это постановления, смысл установления которых понятен. Их называют постановлениями, имеющими объяснение (му‘алляла).

 

Таковыми являются постановления, смысл предписания которых ясен исходя из текстов, объясняющих эту мудрость, или он и так понятен разуму. Таких ахкамов очень много среди того, что предписал нам Всевышний Аллах.

 

Совершение намаза, выплата закята, соблюдение поста, совершение хаджа относятся к таким ахкамам. Также к таковым относятся:

обязанность выплаты махра в никяхе (бракосочетании);

соблюдение ‘идды (периода, в который женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выходить замуж);

обязанность содержать жену, детей и родственников и т. п.

 

Вторые – это постановления, в которых мы не можем уловить связь между их совершением и итоговым результатом (та‘аббуди), например количество намазов, рака‘атов этих намазов и большинство действий хаджа. По милости Аллаха ﷻ таких постановлений Шариата очень мало относительно первых. Такие ахкамы были установлены для того, чтобы испытать раба, узнать, является ли он истинно уверовавшим».

 

Стоит отметить, что Шариат в своих основных и второстепенных вопросах не противоречит здравому смыслу. Однако есть некоторые вещи, которые непостижимы для разума. И между этими двумя понятиями есть большая разница.

 

Человек, согласившись с существованием Аллаха ﷻ, с тем, что Он является обладателем мудрости и только Он и никто иной заслуживает быть Господом, а также согласившись с доводами и чудесами, которые свидетельствуют о правдивости Посланника Аллаха ﷺ, тем самым признал, что Всевышний Аллах есть Господь, а он – Его раб.

 

Таким образом, если раб скажет, что не будет выполнять повеления и запреты Господа, пока не узнает, в чём мудрость приказа или запрета, он будет противоречить своим утверждениям, что уверовал в Аллаха ﷻ и Его Посланника ﷺ.

 

Разум человека ограничен точно так же, как его чувства. Человек, который не принимает постановления Аллаха ﷻ, не имеющие логического объяснения, подобен больному, который пришёл к авторитетному квалифицированному доктору, а тот прописал ему различные лекарства, часть которых нужно принять до еды, часть – во время еды, а остальные – после.

 

А больной говорит этому доктору: «Я не буду принимать эти лекарства, пока ты не объяснишь мне, в чём смысл принятия этих лекарств до еды, этих – после еды, третьих – во время еды, и почему дозы лекарств отличаются друг от друга». Можно ли посчитать такого больного уверенным в своём докторе?

 

Отсутствие знаний о чём-то не является доводом в пользу отсутствия самой вещи. Сколько существует постановлений Шариата, смысл которых мы не знали, но со временем нам открылась мудрость, скрытая в них! Поэтому предписания Аллаха ﷻ, мудрость которых нам непонятна, не должны стать причиной ослабления нашей веры. 

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ
 

Также в рубрике

Особенности поста в месяц Рамадан

В хадисе Пророка e говорится, что с наступлением месяца Рамадан открываются врата Рая, закрываются врата Ада,

Завещание (васият)

Каким бы крепким здоровьем человек ни обладал, смерти ему не избежать – она настигает каждого. Наша кончина

Обязательная милостыня (закят)

Шариат (исламское законодательство) упорядочил и отрегулировал жизнь и деятельность человека и общества.

Когда малые грехи становятся большими…

То, что Всевышний Аллах сделал для нас послабление в малых грехах, не означает, что можно проявлять