Зависть или сглаз – что опаснее?

В июльском номере газеты «Ассалам» (№13) в статье «Зависть белая и зависть чёрная» мы рассказывали о такой распространённой духовной болезни человека, как хасад (зависть). Сегодня в продолжение темы поговорим об источниках и причинах возникновения зависти, о признаках и симптомах, о методах излечения и защиты себя от поражения хасадом и сглазом.

статья опубликована в номере: 41 (582) / от 01 сентября 2019 (2 Мухаррам 1441)
95

Напомним, что хасад – одна из многочисленных духовных болезней, которая окутывает сердце человека завесами мрака. Как говорится в хадисе, переданном со слов Абу Хурайры عليه السلام, Пророк ﷺ сказал: «Остерегайтесь зависти, поистине зависть пожирает добрые деяния подобно тому, как огонь пожирает дрова (или траву)». (Абу Давуд)

 

Зависть имеет очень давние и глубокие корни. Первый грех как на земле, так и на небесах был совершён из-за зависти. На небесах – иблис (сатана) отказался выполнить повеление Творца – поклониться Адаму عليه السلام; на земле – Кабиль (Каин) убил Хабиля (Авеля).

 

По сегодняшний день изза зависти человек совершает множество грехов. Если сердце человека заражено завистью, постепенно покорность и благочестие покидают его, он теряет покой, благополучие, здоровье и, в конце концов, лишается благодати обоих миров. Это сердечный порок, от которого надо избавляться как можно скорее.

 

Что же говорят учёные о зависти?

Есть белая зависть (гыбта) – это когда не желаешь, чтобы другой человек лишился благ, и сам стремишься приобрести те же качества, умения, блага, которые имеются у другого. Такое качество дозволено иметь верующему. Но есть чёрная зависть (хасад) – когда желаешь, чтобы человек лишился благ, – такая зависть, конечно же, запретна (харам).

 

Великий учёный имам аль-Газали сказал: «Знай, что одной из серьёзных болезней человеческого сердца является зависть. А болезни сердца лечатся только знанием (ильм) и соблюдением Шариата…» Абу ль-Ляйс ас-Самарканди сказал: «У троих не принимается мольба: 

– кто употребляет в пищу недозволенное (харам);

– кто много сплетничает, судачит и злословит;

– в чьём сердце имеется зависть к правоверным».

 

Одними из условий принятия нашей мольбы считаются покаяние и отказ от грехов. А зависть – это грех, и пока человек не избавится от него, мольба не будет принята. ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз говорил: «Я видел притеснителя и притесняемого в одном лице, кто бы притеснял и был притеснён в той же мере, – это завистник. Бедняга!

 

Он постоянно опечален успехами других, и учащено его дыхание». Сердце одержимого завистью буквально сгорает от одного только вида благополучия другого человека. Но в первую очередь страдает сам завистник, потому как теряет покой, видя благополучие другого. Губительный яд под названием «хасад» отравляет его душу, подтачивая здоровье и силы.

 

Нервная система завистника расшатана, мышцы напряжены, пульс учащён, давление скачет. Иначе говоря, не только объект зависти страдает (из-за него), но и сам завистник в первую очередь. Ему плохо оттого, что кому-то хорошо. Завистник всегда всем недоволен. Можно добиться расположения любого человека, за исключением завистника. Он найдёт причину быть недовольным, потому что его удовлетворит лишь потеря тех благ, из-за которых он завидует другому.

 

Причины и мотивы зависти

У зависти есть причины и мотивы, которые питают и поддерживают завистника таким образом, что наполняют его сердце гневом и ненавистью (по отношению к тому, к кому он испытывает зависть), а иной раз приводят даже к убийствам.

Перечислим их ниже.

 

1. Недовольство жизнью, досада и возмущение, гнев. Эти чувства накапливаются в душе завистника по невежеству и ограниченности его разума. То, что Всевышний Аллах выделил кого-то из Своих рабов, одарив его хорошими качествами, способностями, достижениями, завистник не может принять и перенести.

 

2. Неуверенность и сниженная самооценка (признание человеком своей несостоятельности). Когда завистник видит благо, обладателем которого является не он, у него бессознательно снижается самооценка. При этом он перестаёт замечать имеющиеся у него самого достижения или успехи. Мнимое сравнение ставит его в психологический тупик, из которого он самостоятельно не может найти выход.

 

3. Несогласие с тем, что Господь одарил другого благами. Любое благо, имеющееся у другого, может вывести завистника из себя. Он чувствует обиду на судьбу, досаду и раздражение из-за чужого успеха, финансового благополучия. Завистник постоянно желает чужого провала, вместо того чтобы работать над собой, завоёвывать авторитет и стараться быть успешным самому.

 

4. Злость, вражда, ненависть. Завистник всегда раздражён и негативно настроен к чужому благу. Чужое благо служит причиной его гнева и возмущения: «Почему у него есть имущество, а у меня нет? Почему у него положение видное, а у меня нет?» И так происходит всегда.

 

Человек, которого одолевают эти чувства, не может смириться с ниспосылаемыми благами от Аллаха ﷻ другому. Наоборот, завистник радуется, когда у другого человека горе или утрата. В большинстве случаев причиной, толкающей завистника ко многим преступлениям, служит ментально-каузальное расстройство личности. Миролюбие не присуще завистнику, в любых благостных отношениях он найдёт негатив.

 

5. Гордыня и высокомерие. Внимание завистника направлено на занижение достоинства другого человека и усиление собственной значимости и величия, причём в нём нарастает безапелляционная вера в свою исключительность. Обычно завистник мыслит так: «Все недостойны, кроме меня. Я самый достойный, самый знающий… Я заслуживаю всего лучшего! Да кто он такой, чтобы всё это получить!..».

 

6. Стремление к власти (руководству, постам, лидерству). Сюда же можно отнести и желание опорочить любого (другого), кто претендует на это. Завистник не выносит того, кто превосходит его по должности, званиям, кто уважаем, кого ценят по работе, учёбе или службе.

 

7. Дурное воспитание, чёрствость души. Эти качества не дают человеку положительно относиться к успехам других. Как же человек обрадуется за другого, если он дурно воспитан, необразован, в нём нет богобоязненности? 

 

Влияние зависти на общество

Зависть – это болезнь народов, как передано от Пророка Мухаммада ﷺ: «Проникнут к вам болезни прежних общин (народов), живших до вас, такие как зависть и ненависть, которые, подобно бритве, сбривают религию». (Ахмад, атТирмизи)

 

Как только появилась в обществе эта болезнь (хасад), народы начали разделяться и враждовать друг с другом. Исчезло благородство, ослабла власть, одни начали строить козни против других, распространяя соперничество, вражду и ненависть, что привело к тому, что со временем жизнь людей стала в обществе невыносимой.

 

Каждому мусульманину надлежит бояться Аллаха ﷻ и очистить своё сердце от таких болезней, как зависть и злоба, чтобы помыслы были чистыми, нравы – богоугодными, решения – правильными, и необходимо строить красивые отношения с другими членами общества.

 

Пророк Мухаммад ﷺ разъяснил нам, как и каким образом мы должны строить отношения между собой: «Верующие по отношению друг к другу подобны одному строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», – говоря это, он переплёл между собой пальцы своих рук. (аль-Бухари, Муслим) В другом хадисе передано: «Не уверует никто из вас полноценной верой до тех пор, пока не пожелает для своего брата того же, чего желает себе». (аль-Бухари)

 

Завистник или поражающий сглазом?

Оба они соучастники одного (общего) дела, но различаются в том, что каждый из них проявляет произвол по отношению к другому. Зависть, как мы уже знаем, это деструктивный душевный порок, при котором человек испытывает душевный дискомфорт (печаль) от благополучия другого.

 

Завистник находится в постоянном ожидании чужого провала. Это негативная программа умышленной направленности, а сглаз происходит и без злого умысла. Следует отметить, что не каждый завистник обладает дурным глазом. Но чаще случается, что тот, кто может сглазить, может являться и завистником. А сглаз – это ненамеренный энергетический удар.

 

Сглаз может случиться и без зависти, достаточно увидеть что-либо, кого-либо, когда они (субъект и объект) рядом. А завистнику необязательно созерцать объект, ему достаточно почувствовать сердцем. Источник зависти – это сердце. Источник сглаза – восторг, восхищение, удивление – предельное эмоциональное состояние. Зависть поражает одушевлённые предметы.

 

Сглаз же может поразить как одушевлённые предметы, так и неодушевлённые (имущество, людей, животных, посевы, недвижимость). Иными словами, зависть поражает как отсутствующее благо, так и присутствующее, т.е. и сегодняшнее благо человека, и то, что ещё не пришло, но, возможно, придёт. А сглаз поражает только существующее (видимое) благо.

 

Надо отметить, что сглаз может исходить и от праведного, доброго, хорошего человека. Причём может поразить как самого человека, так и его детей, мужа (жену), семью, любимых и нелюбимых. Вне зависимости от предмета или объекта, если человек, посмотрев, восхитится и не вспомнит Аллаха ﷻ, не призовёт благословение («машааллах ﷻ», «баракаллах ﷻ» – слова мольбы о благословении), то, возможно, произойдёт сглаз. 

 

(Продолжение следует)
МУХАММАДХАБИБ БУДУНОВ, ХАЛИМАТ МАГОМЕДОВА
 

Также в рубрике

Лучший путь

В наше время те, кто добился успеха, нередко были сподвигнуты на его достижение благодаря примеру других

«ПОКЛОННИК ЗВЁЗД» БЫЛ ПЕРВЫМ?

Кто поприветствовал Пророка ﷺ первым приветствием Ислама? «Ас-саляму аляйкум» – каждый день десятки раз

Закят с винограда

Выплата закята в Исламе занимает особое место и является третьим столпом Ислама. В данной статье ресь пойдёт

Отсроченное наказание

Гадание (колдовство) с точки зрения Ислама Гадание (колдовство) – очень тяжкий грех, потому что колдун