Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Достоверно ли высказывание, что грех за воровство, совершённое в Мекке и Медине, увеличивается многократно? 2. Греховно ли настраивать супруга против его жены, добиваясь развода между ними? 3. Обязательно ли женщине совершать ритуальное купание после гинекологического осмотра с применением медицинских инструментов и т. д.? 4.Можно ли прервать суннат-пост? Налагается ли штраф «каффарат», если прервать суннат-пост половым актом? 5. Какую суру желательно читать возле умирающего человека? 6. Нужно ли менять саван покойного, если он испачкался нечистотой (наджасой) в каком-либо количестве? 7. Является ли грехом шить одежду, не соответствующую нормам Шариата, – например, кофту без рукавов, юбку до колен и другую?

статья опубликована в номере: 40 (581) / от 15 августа 2019 (Зуль-хиджа 1440 г.)
121

1. Достоверно ли высказывание, что грех за воровство, совершённое в Мекке и Медине, увеличивается многократно?

Многократное увеличение греха, совершённого в святынях, подобно Мекке или Медине, – предмет полемики среди исламских учёных. Согласно более аргументированному мнению, грехи не увеличиваются многократно. Известный учёный Абдульхамид аль-Ширвани в своих субкомментариях к книге «Тухфат альМухтадж» пишет: «…мнение о том, что грех, совершённый в святынях, многократно увеличивается, считается слабым».

 

2. Греховно ли настраивать супруга против его жены, добиваясь развода между ними?

Настраивать и подстрекать мужа против его жены или жену против мужа без какой-либо на то причины, тем более подводить к разводу, является тяжким грехом. Пророк  сказал: «Не является моим последователем тот, кто настраивает жену против своего мужа». (Абу Давуд)

 

То же самое касается и настраивания мужа против своей жены. «Группа учёных посчитала тяжким грехом настраивать жену против мужа и сообщила о предании (хадисе) на данную тему, в котором Посланник Аллаха ﷺ проклял того, кто совершил подобное». (Ибн Хаджар, «Аз-Заваджир ‘ан иктирафи аль-Кабаир»)

 

«Воистину, сатана установил свой трон над водой, а затем стал посылать своё войско. И самый приближённый (из его войска) к нему – сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то-то”. Иблис отвечает: “Ты ничего такого не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека [в покое] до тех пор, пока не разлучил его с его женой”.

 

Тогда Иблис приближает его к себе со словами: “Ты поступил прекрасно!” – и обнимает его». (Муслим) Этот хадис указывает на серьёзность вопросов, связанных с разводом, на наличие в этом большого вреда и серьёзной смуты, на большой грех того, кто сеет разлад между супругами. Также эти действия приводят к разрыву отношений, которые Всевышний Аллах повелел укреплять, и расколу в том, в чём Всевышний Аллах установил милость и любовь.

 

3. Обязательно ли женщине совершать ритуальное купание после гинекологического осмотра с применением медицинских инструментов и т. д.?

Женщина не обязана совершать ритуальное купание после осмотра гинеколога. Оно становится обязательным в следующих случаях: после смерти, женщине по завершении менструального цикла и послеродовых выделений, после рождения ребёнка, семяизвержения и после супружеской близости. (имам ан-Навави, «Минхадж атТалибин»)

 

4.Можно ли прервать суннат-пост? Налагается ли штраф «каффарат», если прервать суннат-пост половым актом?

Ат-Тармаси, известный учёный мазхаба аш-Шафии,  в своей книге «Хашия ат-Тармаси» сказал: «Тому, кто вступил в желательный пост или другие желательные поклонения, разрешается их прерывать, кроме хаджа и умры (малый хадж)».

 

В достоверном хадисе сказано: «Тот, кто вступил в добровольный пост, хозяин своего тела: если захочет, будет поститься до конца, а если захочет, прервёт». (аль-Хаким, аль-Байхаки) «Без причины прервать пост является нежелательным. Прервать его (добровольный пост) желательно, если есть опасения обидеть хозяев отказом от угощения.

 

И необязательно возмещать какое-либо из желательных поклонений, которое прервали». Известный учёный аль-Багави в своей книге «Ат-Тахзиб фи фикхи аль-имами аш-Шафии» сказал: «Если возмещать пост Рамадана или поститься в качестве штрафа и прервать его по причине или без причин, половым актом или чем-то другим, на такого человека штраф не возлагается. Штраф «каффарат» предусмотрен только в том случае, если обязательный пост в месяц Рамадан был прерван половым актом».

 

Заключение:

Можно прерывать желательный пост и не нужно его возмещать, даже если его прервали путём полового акта. Но желательно его не прерывать без необходимости.
 

 

5. Какую суру желательно читать возле умирающего человека?

Возле умирающего желательно читать суры «Ясин» и «Ар-Ра’д». У нас (в Дагестане) в основном принято читать «Ясин», хотя в основных случаях предпочтительнее читать суру «Ар-Ра’д», так как смысл чтения суры «Ясин» заключается в том, чтобы умирающий вспомнил то, что ожидает его на том свете, и его вера укрепилась в этот трудный час.

 

А чтение суры «Ар-Ра’д» облегчает выход души из тела человека. Иначе говоря, если умирающий читал толкование Корана, в состоянии понять его и размышлять над смыслом аятов, то тогда актуально чтение суры «Ясин». В ином случае актуальнее чтение «Ар-Ра’д».

 

Хотя предпочтительнее читать обе суры. «Желательно читать суру «Ясин» возле умирающего, так как относительно неё есть достоверный хадис: “Читайте над вашими умирающими суру «Ясин»”. Смысл в том, что сура “Ясин” повествует о страхах и ужасах Судного дня, об исчезновении этого мира, о райских благах и адских муках.

 

И умирающий, слушая чтение этой суры, может вспомнить всё вышесказанное, и оно укрепит его в вере». (Ибн Хаджар, «Тухфат аль-Мухтадж») «Некоторые ученики имама аш-Шафи’и посчитали желательным читать возле умирающего суру «АрРа’д», поскольку от Джабира رضي الله عنه передано, что чтение этой суры облегчает выход души из тела». («Мугни альМухтадж»)

 

«Если же предстоит сделать выбор между двумя сурами, то чему отдают предпочтение: суре «Ясин» из-за достоверного хадиса или же суре «Ар-Ра’д?» При рассмотрении этого вопроса нужно взять во внимание состояние умирающего. Если он в состоянии понять и размышлять над тем, что слышит, то читают суру «Ясин». А если нет, то читают суру «Ар-Ра’д». («Хашия Али аш-Шабрамаллиси»)
 

 

6. Нужно ли менять саван покойного, если он испачкался нечистотой (наджасой) в каком-либо количестве? 

Абу Бакр ибн Мухаммад Шата ад-Димъяти, известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, в своей книге «Ианат атТалибин» сказал: «Условием (действительности) джаназа-намаза за покойного является предварительная чистота тела мёртвого, а также всего того, что соприкасается с ним (от нечистоты «наджаса», наличие которой не прощается), так же, как это является условием для живого человека, т. е. того, кто совершает джаназа-намаз.

 

Поэтому джаназа-намаз недействителен, если есть наджаса на теле мёртвого, на его саване или, к примеру, на ножке носилок, к которым он привязан». Другой учёный мазхаба аш-Шафии, Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли, в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» сказал: «Если после купания мёртвого до окутывания его в саван или после этого наджаса выйдет из его тела, в частности из половых органов, или же на его тело в конце купания или после купания извне попадёт наджаса, нужно её удалить, но возобновлять купание или что-то другое (малое омовение) не нужно».

 

Сулайман ибн Мухаммад ибн Умар аль-Буджайрими в своих комментариях к книге «Манхадж» сказал: «Если невозможно мытьём остановить кровь, которая выходит из мёртвого человека, то купание мёртвого и джаназа-намаз за ним считаются действительными, так как этот случай можно сравнить с человеком, у которого недержание мочи и чей намаз действителен».

 

Далее он говорит: «Из сравнения мёртвого, кровь которого невозможно остановить, с человеком, страдающим недержанием мочи, следует вывод, что сразу после купания необходимо крепко приложить к этому месту вату, закрепить, наложив на это место повязку, и сразу же приступить к джаназа-намазу.

 

Если же отложить намаз по причине, не связанной с пользой для джаназа-намаза, например ожидание большого количества людей для намаза, так как это сунна, то всё: приложение ваты и накладывание повязки – нужно совершить заново».

 

Заключение:

Саван, на который попала наджаса (нечистота), наличие которой не прощается, менять необязательно. Достаточно промыть это место вне зависимости от того, откуда и когда она попала.
 

 

7. Является ли грехом шить одежду, не соответствующую нормам Шариата, – например, кофту без рукавов, юбку до колен и другую?
 

Закарийя Аль-Ансари в своей книге «Фатх аль-Ваххаб» сказал: «К запрещённым видам торговли, которые по Шариату действительны (однако они запрещены и греховны), относится продажа фиников, равно как и винограда тем, кто будет готовить из них опьяняющие напитки, если (продавец) знает или допускает это.

 

Если же продавец лишь сомневается или отдалённо предполагает подобное, тогда совершать подобную сделку нежелательно. Причина запрета или нежелательности заключается в том, что такая торговля способствует непременному либо вполне предполагаемому совершению греха, а также его вероятному совершению (в случае сомнений или отдалённого предположения)».

 

Исходя из вышесказанного, если портной знает или допускает, что тот, кому он шьёт одежду, не соответствующую нормам Ислама, будет надевать её в недозволенном месте, то шить и продавать такую одежду этому человеку запрещено (харам). Если же портной сомневается или отдалённо предполагает об этом, то тогда нежелательно шить и продавать подобную одежду.
 

 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 01.10.2019 (по Шафии)

1. – Действителен ли намаз человека, который использует мочеприёмник? 2. – Если на одежду попал медицинский

Ответы на вопросы от 15.09.2019 (по Шафии)

1. Является ли выплата махра (брачного подарка) при женитьбе обязательной и каким должен быть махр? 2. Можно

Ответы на вопросы от 01.09.2019 (по Шафии)

1. Можно ли прервать молитву совершающему намаз индивидуально, если в это время начали джамаат-намаз

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Когда нельзя вступать в обряды малого хаджа (умра)? И можно ли тому, кто вступил в паломничество по методу