25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии)

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД

Как правильно завершить молитву, произнося «салам»?

 – Произносить эти слова желательно во время поворота головы (в правую сторону) и закончить с его окончанием. Затем опять поворачиваете голову: сначала в направлении киблы, а потом влево, но кивать головой между поворотами не нужно, просто делаете паузу и начинаете произносить второй «салам» («Тухфат», «Хашият Ширвани»).

Какой намаз нужно совершить в первую очередь: пропущенный или своевременный?

Желательно возместить намаз, пропущенный по уважительной причине, до совершения того намаза, время которого уже наступило, если нет опасения, что оно скоро истечет. Что касается последовательности возмещения пропущенных намазов, то она зависит от того, по какой причине они были пропущены: уважительной или нет. Желательно последовательно возмещать намазы, пропущенные по уважительной причине, например сначала утренний, потом полуденный и т. д. Пропущенные без причины намазы необходимо возмещать прежде пропущенных по уважительной причине («Тухфат», «Хашият аш-Ширвани»).

 Человек принял Ислам. У него остались строительные  инструменты. Можно ли ему пользоваться этими инструментами, которые он купил у друга (зная, что они ворованные)? А если нет, то что с ними делать?

 Принятие Ислама смывает всё то, что было совершено из греховного перед Всевышним прежде, однако грех ущемления прав других людей может быть прощён только удовлетворением последних. В вашем случае – возвратив украденное, отобранное, попросив прощения за клевету или оскорбление и т. д. Но если в силу объективных причин человек не может найти тех людей, чьи права он ущемил (или, как в вашем случае, найти хозяев этих инструментов), то тут есть следующие пути выхода из ситуации. Вы должны отдать эти инструменты – если они не сохранились, то их стоимость – в качестве садака за хозяев этих инструментов в пользу нуждающихся либо на общие блага, например на строительство дорог, мостов, водоканалов и т. д. Кроме того, вы вправе оставить у себя эти инструменты для личного пользования, если вы из числа тех, кто вправе получать из мусульманской казны, то есть кому положен закят. Ин шаАллагь, вы найдёте прощение («Тухфат»).

Поднимаясь с поясного поклона (руку), произносить «Сами Аллаху...» нужно, когда поднимаешься или когда уже выпрямился?

 – Данные слова желательно произносить от начала поднятия с полного поклона и до полного выпрямления (то есть в процессе выпрямления) («Тухфат», «Хашият Тухфат»).

Можно ли молиться в брюках, на которые был пролит спиртной напиток? 

 Можно, но предварительно промойте этот и близлежащие участки ткани чистой водой, чтобы не осталось вкуса, запаха и цвета этого напитка («Тухфат», «Хашият аш-Ширвани»).

 Известно, что стоять справа от имама предпочтительнее. Но если там уже стоят двое, а слева – один, где лучше встать?

 Желательно участвующим в коллективном намазе стоять так, чтобы имам находился в центре ряда. То есть чтобы количество людей, стоящих по обе стороны от него, было одинаковым. Те же, кто увеличивают один из рядов, не получают полноценного вознаграждения коллективного намаза. Поэтому, придя на намаз, надо оценить, с какой стороны меньше молящихся, и затем встать туда. В хадисе, переданном Абу-Давудом от Абу-Хурайры  , Пророк ﷺ говорит: «Становитесь за имамом так, чтобы он был в центре, и не оставляйте пустоты в ряде». А в хадисе, переданном Ибн Маджой и ат-Табарани от Ибну Умара  , сказано: «После того как сахабы узнали, что лучше стоять справа от имама, Пророку ﷺ сообщили, что левый ряд во время намаза пустует. Услышав это, он сказал: «Тот, кто в таком случае совершит намаз в левом ряду, получит вдвое больше вознаграждения, чем совершающий намаз в правом» («Мугни аль-Мухтадж», «Фатх альАллям», «Аль-Фатава аль-Кубра» и т. д.).

 Должен ли я обеспечивать жильём бывшую супругу, которая мне уже чужая? И должен ли я обеспечить детей жильём, если они уйдут с матерью? Как мне поступить, чтобы было правильно – по Шариату?

 1. Вы не должны обеспечивать жильём бывшую супругу. Но если дети живут с ней, то она имеет право жить с ними в том жилье, которым вы обеспечиваете детей.

 2. Что касается ваших детей, вы должны их содержать едой, одеждой, жильём, расходами на учёбу и тем, что им необходимо в жизни, согласно обязательным предписаниям Ислама и Корана, и это  независимо от того, живут они с вами или с матерью («Тухфат», «Хашият аш-Ширвани»).

 Если молящийся за имамом встал с поясного поклона, опередив имама, думая, что имам поднялся, портит ли это намаз?

 Если вы узнали, что опередили имама, пока он не встал с поясного поклона, то вы должны вернуться. А если вы не вернётесь, намеренно зная, что должны вернуться, или не сделаете намерение отделиться от имама, то намаз нарушается («Тухфат», «Хашият аш-Ширвани»).

 Говорят, что суру «АльКафирун» нельзя читать...


– Это не так, читать суру «Аль-Кафирун» можно, а в определённых намазах даже желательно, но её, как и другие суры Корана, необходимо читать без ошибок («Тухфат», «Хашият аш-Ширвани»).

Я следую мазхабу имама Шафии. По нему, если прикоснуться к женщине, даже нечаянно, омовение нарушается. Как нужно делать намерение на следование в омовении мазхабу Абу Ханифы? Перед омовением или по его окончании?

 Чтобы следовать за одним из имамов, достаточно знать, что он дозволяет такой вариант. И для этого не существует специального намерения. Например, вы совершаете намаз согласно шафиитскому мазхабу, при этом вы же не делаете намерения совершить намаз, следуя имаму Шафии. Вы только знаете, что, согласно мазхабу имама Шафии, намаз надо делать таким образом. Так и в данном случае: вам необходимо знать, что имам Абу Ханифа считает, что при соприкосновении мужчины и женщины омовение не нарушается.

 При этом вам необходимо остерегаться и всего того, что нарушает омовение согласно его мазхабу. Например, в шафиитском мазхабе омовение нарушает выход чего-либо из полового органа и заднего прохода. В ханафитском мазхабе омовение нарушается при выходе любых нечистот из любого органа, например крови, гноя и т. д. («Тухфат», «Хашият аш-Ширвани»).

 Если мои друзья и знакомые другой национальности общаются передо мной на недоступном мне языке, считается ли это грехом для них и есть ли хадис по этому поводу?

  
 Да, Шариатом запрещено такое поведение без вашего разрешения на это. На данную тему есть хадис, который передали аль-Бухари и Муслим. Пророк Мухаммад  сказал: «Пусть двое не ведут тайной беседы в присутствии третьего, чтобы этим не огорчить его» («Далиль аль-Фалихин», «Файз аль-Кадир»).

 Скажите, можно ли согласно Исламу проходить между людьми?

 Проходить между двумя людьми, которые общаются друг с другом, нежелательно, кроме как с их позволения. Посланник Аллаха  сказал: «Не дозволено человеку разделять двух людей, кроме как с их позволения». Хадис привели Абу Давуд и ат-Тирмизи («Далиль-Фалихин», «Файз аль-Кадир»).