19 марта
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.08.2019 (по Ханафи)

1. – Имущество отсутствующего сына находится в руках постороннего человека, и он потратил его на содержание родителей хозяина имущества. Обязан ли он возместить его хозяину? 2. – Расскажите, пожалуйста, что запрещено без полного омовения? 3. – Как выплатить закят с урожая, плодов и мёда? 4. – Можно ли резать курбан за покойного? 5. – Какие действия в намазе являются фарзом и ваджибом? 6. – В каких случаях совершение омовения является фарзом, ваджибом и сунной? 7. – Имам велел мужчине содержать свою жену, а он не делал этого несколько месяцев и затем скончался. Кто должен оплачивать супруге содержание в эти месяцы? 8. – Как совершить омовение, если наложен гипс или повязка?

1.  – Имущество отсутствующего сына находится в руках постороннего человека, и он потратил его на содержание родителей хозяина имущества. Обязан ли он возместить его хозяину?

–  Если трата на содержание родителей происходила с согласия имама, судьи, то не обязан, а если без согласия – обязан.

 


2.  – Расскажите, пожалуйста, что запрещено без полного омовения?

– Без полного омовения запрещается:

1. Совершать намаз.

2. Дотрагиваться до Корана.

3. Читать аяты Корана наизусть.

4. Совершать таваф (семикратный обход Каабы).

5. Входить в мечеть. («Ихтиярли талили Мухтар»)
 

 

3. – Как выплатить закят с урожая, плодов и мёда?

– Закят с урожая и плодов отдаётся в виде одной десятой или одной двадцатой собранного урожая в зависимости от того, какой водой он орошался. По мнению Абу Ханифы, для урожая и плодов нет определённого количества (нисаба), с которого отдаётся закят, поэтому со всего, что дала земля, мало или много, обязательно нужно выплатить закят.

 

Исключением являются дрова, камыш и трава, так как, по его мнению, закят с них выплачивать не нужно. Абу Юсуф и Мухаммад считали: «Не нужно отдавать закят с урожая, если он не имеет плодов, которые можно хранить, и при условии, если его объём не достигает пяти вусков (1 вуск – 196 кг).

 

Также, по их мнению, выплата закята не предписана с овощей. Если этот урожай орошался водами разлива реки или дождём, то с него отдаётся одна десятая, а если он орошался оросительным колесом или водоподъёмным механизмом, то с этого урожая отдаётся одна двадцатая, в соответствии с двумя мнениями.

 

По мнению Абу Ханифы, если мёд получен с земли, урожай которой облагается десятиной, то с него следует отдать одну десятую, независимо от того, много мёда или мало. Не выплачивается закят, если что-то было получено с земли, с которой выплачивается земельный налог альхарадж (этим земельным налогом облагались земли, население которых оказало вооружённое сопротивление мусульманам), так как достаточно уплаты земельного налога.

 

Не вычитаются затраты – такие как плата работникам, расходы на содержание быков и так далее, и закят следует отдавать со всего, что дала земля, одну десятую или одну двадцатую. («Лубаб фи шархи Китаб»)
 


 
4. – Можно ли резать курбан за покойного? 

– Да, это дозволено. Если курбан был заколот по просьбе покойного, то всё мясо необходимо раздать в качестве милостыни и самим есть нельзя. Если же кто-либо добровольно от себя зарезал курбан за покойного, то он может как раздать это мясо, так и сам его есть. И покойному будет за это вознаграждение. («Радд уль-Мухтар»)
 

 

5. – Какие действия в намазе являются фарзом и ваджибом? 

– Обязательные составляющие части (рукну) намаза:

1. Стояние в намазе.

2. Чтение аятов Корана.

3. Поясной поклон.

4. Земной поклон.

5. Сидение в последнем ракаате на время, равное чтению «Ат-тахийят».

 

Необходимые действия (ваджиб) намаза:

1. Чтение суры «Аль-Фатиха». Её ваджиб читать в первых двух ракаатах фарз-намаза и во всех ракаатах витр- и суннат-намазов.

2. Чтение после суры «Аль-Фатиха» суры, одного длинного аята или трёх коротких аятов. Их необходимо читать в первых двух ракаатах фарз-намаза и во всех ракаатах витр- и суннат-намаза.

3. Полное выпрямление после поясного поклона.

4. Между двумя земными поклонами садиться, полностью выпрямив спину.

5. Прикосновение носа в земном поклоне одновременно со лбом.

6. Сидение в трёх- или четырёхракаатных намазах после второго ракаата на время, равное чтению «Аттахийят».

7. Чтение «Ат-тахийят» в первом и втором сидении.

8. Молчание для всех, кто совершает намаз за имамом.

9. Во всех действиях намаза следовать за имамом, то есть не опережая его.

10. Чтение вслух для имама суры «Аль-Фатиха» и дополнительной суры в обоих ракаатах утреннего намаза и в первых двух ракаатах вечернего и ночного намазов. Также чтение вслух во всех ракаатах джума-намаза, праздничных намазах, таравих-намазе и витр-намазе в месяце Рамадан. Совершающий намаз в одиночестве может читать как вслух, так и про себя.

11. Чтение про себя суры «Аль-Фатиха» и дополнительной суры в обеденном, послеобеденном, в третьем ракаате вечернего и в двух последних ракаатах ночного намазов для имама, а также тем, кто самостоятельно совершает намаз.

12. Чтение молитвы «Кунут» в витр-намазе.

13. Совершение всех действий намаза по порядку.

14. Произнесение такбиров «Аллаху Акбар» в праздничных намазах.

15. Произнесение приветствия «Ас-саламу…» в конце намаза с поворачиванием головы направо и налево.

16. Вставание на третий ракаат без промедления сразу после чтения «Ат-тахийят».
 

 

6. – В каких случаях совершение омовения является фарзом, ваджибом и сунной?

– Омовение бывает трёх видов:

1. Фарз (обязательное): – для совершения намаза, даже если намаз не из обязательных; – для намаза-джаназа (заупокойная молитва) – саджда (земной поклон) при упоминании аятов Корана, смысл которых призывает к совершению поклона; – для прикосновения к Корану или даже к одному его аяту. Во всех этих случаях совершение омовения является обязательным.

2. Ваджиб (обязательное действие, но для совершения которого нет категоричного предписания):

– для обхода Каабы (таваф).

3. Мандуб (желательное). Во многих случаях совершение омовения является желательным:

– во время прикосновения к религиозной литературе или изучения её, помимо тафсиров (толкования Корана), где омовение является ваджибом;

– перед сном и после него; – для обновления омовения;

– после совершения таких грехов, как клевета, ложь и злословие, а также гнева и любого подобного проступка; – после чтения стихов с дурным смыслом;

– после громкого смеха вне намаза;

– после омовения покойного и его переноса;

– при наступлении времени каждого обязательного намаза;

– перед ритуальным обязательным купанием;

– для того, кто в состоянии большого осквернения (отсутствия купания);

– при посещении могилы Пророка ﷺ;

– во время стояния в долине Арафа;

– при хождении между холмами Сафа и Марва;

– после употребления мяса верблюда – так как по этому вопросу у учёных нет однозначного мнения, а также, к примеру, при прикосновении к посторонней женщине. («Хашияту Тахтави»)
 

 

7. – Имам велел мужчине содержать свою жену, а он не делал этого несколько месяцев и затем скончался. Кто должен оплачивать супруге содержание в эти месяцы?

– После смерти мужа никто не должен оплачивать содержание жены за то время, когда он её не содержал.
 

 

8. – Как совершить омовение, если наложен гипс или повязка?

– Так как невозможно промыть место, где наложен гипс или повязка, то необходимо протереть большую часть их поверхности мокрыми руками и промыть или протереть открытую часть поверхности тела. Протирание мокрыми руками в данном случае заменяет мытьё, и нет разницы в том, было у человека омовение во время наложения гипса (повязки) или нет.

 

Нет необходимости в повторном протирании, если повязка спала с раны. Также дозволено её заменить новой, притом что протёртой была первая, и новую повязку протирать необязательно, однако желательно. Если при заболевании глаз очевиден вред умывания, или на сломанный ноготь было наложено лекарство или мастика, то также достаточно протирания. Если протирание может принести вред, то и оно не делается. И нет необходимости в намерении при протирании гипса, повязки. («Марак иль-Фалях»)

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ