16 апреля
2024 года
поделиться

Жертвенное животное («аль-хадью»)

Аль-хадью – это животное, которое приносится в жертву во время обрядов хаджа и умры (малого хаджа), а также в следующих случаях:

– для того чтобы выйти из состояния ихрама – если паломник вынужден прервать своё паломничество;

 

– в качестве благодарности Всевышнему Аллаху за то, что он имеет возможность объединить оба обряда паломничества – таматту и киран;

 

– в качестве искупления за нарушения в состоянии ихрама или если не было выполнено одно из обязательных действий хаджа и умры;

 

– добровольное жертвоприношение, которое может совершить любой, кто пожелает совершить его в качестве дополнительного поклонения. Жертвенное животное можно зарезать только на территории аль-Харама (окрестности Мекки). Верблюда или корову следует принести в жертву:

 

– тому, кто совершил таваф аз-зийара в состоянии большого осквернения и не совершил его повторно;

 

– в качестве искупления тому, кто вступил в интимную близость после того, как пребывал в долине Арафа, но ещё не обрил голову и не совершил таваф аз-зийара. В этих случаях зарезать необходимо только верблюда или корову.

 

В других же случаях разрешено зарезать овцу [или козу], будь это искупление за вынужденное прерывание хаджа или умры или жертвоприношение совершающего таматту или киран, искупительная жертва за нарушение или добровольное жертвоприношение.

 

Съесть мясо жертвенного животного разрешается зарезавшему его в качестве дополнительного жертвоприношения, а также тому, кто совершает киран или таматту. Но зарезавшему жертвенное живот
ное в качестве искупления за вынужденное прерывание паломничества или за нарушения это мясо есть нельзя.

 

Жертвенное животное за таматту или киран нельзя зарезать раньше дня жертвоприношения, это следует сделать либо в день жертвоприношения, либо в течение двух дней после него, и не следует откладывать забой жертвенного животного позже, чем до двенадцатого числа ЗульХиджи. Учёный аль-Кудури сказал: «Жертвенное животное (аль-хадью) разрешено резать только в день жертвоприношения...»

 

Таким образом, шариатская норма в отношении дополнительного жертвоприношения подобна жертвоприношению того, кто совершает киран или таматту. Автор книги «Аль-Хидайа» пишет: «Добровольное жертвоприношение разрешено произвести и до дня жертвоприношения, но лучше сделать это в день жертвоприношения, и это более правильное мнение...»

 

Под днём жертвоприношения имеются в виду все дни жертвоприношения, и совершающему таматту или киран разрешается совершить жертвоприношение до захода солнца 12-го числа месяца Зуль-Хиджа, как об этом сказано в книге «Аль-Бахр арРаик».

 

Также не следует совершать жертвоприношение до тех пор, пока не будут брошены камешки в Джамрат аль-Акаба в день жертвоприношения. Что касается забоя жертвенных животных в качестве искупления за нарушения или по причине вынужденного прерывания паломничества, то паломник может сделать это в любое время, когда пожелает.

 

Если паломник, совершающий хадж способом киран или таматту, задержал забой жертвенного животного и не сделал этого в дни жертвоприношения, то он обязан совершить ещё одно жертвоприношение помимо этого, так как не совершил его вовремя.

 

Паломник обязан раздать мясо жертвенного животного тем из числа бедных людей, кто пребывает на территории альХарама, – как местным жителям, так и паломникам. «Зарезать» и «заколоть» означает следующее: сунной является закалывать верблюда и резать коров и мелкий рогатый скот, если же сделать наоборот, то это разрешено, но порицаемо.

 

Не обязан паломник собственноручно резать или закалывать жертвенное животное, и если он поручит это кому-то и тот сделает это, то это будет действительным. Однако лучше, если он зарежет или заколет животное собственноручно, если может сделать это правильно.

 

Если человек гнал верблюдов для жертвоприношения, но потом у него возникла необходимость ехать на них верхом, то он может сесть на них, но если у него нет такой необходимости, то ему не следует этого делать. Передают, что Абу аз-Зубайр  сказал: «Я слышал, как Джабира ибн Абдуллу  спросили: “Можно ли ездить верхом на жертвенных животных?”

 

На что он ответил: “Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Если ты будешь вынужден использовать их для этого, то можешь ездить на них верхом, пока не найдёшь какое-нибудь другое ездовое животное”» (Муслим).

 

Если жертвенное животное погибло в пути и оно предназначалось для добровольного жертвоприношения, то не нужно взамен приносить в жертву другое; если же это животное предназначалось для обязательного жертвоприношения, то необходимо заменить его.

 

Если у жертвенного животного появился изъян, препятствующий тому, чтобы принести его в жертву, то надо заменить его другим животным, а с этим можно поступить по своему усмотрению. Это в случае, если животное предназначалось для обязательного жертвоприношения; если же оно предназначалось для добровольного жертвоприношения, то можно зарезать его, несмотря на изъян.

 

Передают, что Ибн Аббас رضي الله عنه сказал: «Посланник Аллаха ﷺ послал шестнадцать верблюдов с одним человеком, поручив ему заботиться о них, и тот сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ! Как мне поступить, если с кем-либо из них что-то случится?»

 

Он сказал: «Заколи его, окрась сандалии, висящие у него на шее, в его крови, а затем повесь их на его бока (тем самым оставляя на боках животного следы крови в качестве метки) и не ешь его мяса ни сам и никто другой из тех, кто тебя сопровождает» (Муслим).

 

Если же оно предназначалось для обязательного жертвоприношения, то нужно заменить его другим, а с этим сделать что пожелаете. Предпочтительно украсить животное, предназначенное для добровольного жертвоприношения, а также для жертвоприношения при совершении таматту или кирана.

 

Что же касается животных, предназначенных для жертвоприношения по причине вынужденного прерывания хаджа или искупительного жертвоприношения, то их не украшают. Их попоны и поводья отдают в качестве милостыни.

 

Их не отдают мяснику в счёт оплаты, с ним следует рассчитаться самому. Передают, что Али رضي الله عنه говорил: «Посланник Аллаха ﷺвелел мне присматривать за его жертвенными верблюдами и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, но ничего из этого не давать мяснику, сказав: «Мы сами рассчитаемся с ним» (аль-Бухари и Муслим).

 

(«Аль-Джаухара ан-Наййира», «АльБахр ар-раик», «Аль-Хидайа»)