Революция и мода

Может ли одежда зависеть от политического режима страны? Может, и одежда пакистанских женщин отражает это утверждение ярче всех.

статья опубликована в номере: 40 (581) / от 15 августа 2019 (Зуль-хиджа 1440 г.)
59

Следует начать с того, что в Пакистане женщины до сих пор одеваются не в европейский унитарный ширпотреб, а носят национальную одежду, которой все без исключения гордятся. И всё же национальная женская одежда претерпела значительные изменения в связи с веяниями времени.

 

Традиционная одежда Пакистана базируется на пенджабском варианте – шальвар-камиз, который непременно дополняется шарфом – дюпатой. Этот костюм вышел очень удачным вариантом сочетания туники и шаровар (их несколько разных видов), который может быть вариантом как праздничной, так и повседневной одежды. Основное и главное его достоинство – удобство передвижения.

 

Кроме него есть и другие варианты одежды – в большинстве случаев они считаются праздничными: ширара и курта, чуридари и фрок, ленга, сари и прочие. В северных регионах страны варианты одежды более близки к афганскому, в южных – более индийские. И всё же вернёмся к традиционному панджаби или шальвар-камизу.

 

Если верхняя его часть практически не претерпела изменений и так же представляет собой 
тунику (хотя весьма сильно меняются в настоящее время принты и декорирование, становясь более приближёнными к европейской стилистике), то шаровары меняются едва ли не каждый сезон. Иногда они представляют собой весьма широкие и традиционные варианты шаровар, иногда заменяются на европейского толка брюки, иногда вообще сменяются леггинсами, лосинами, джинсами (в том числе и скинни).

 

В настоящее время не редкость встретить на улице города девушку в классических американских джинсах и традиционном камизе, причём ещё и с дюпатой. Кстати, пакистанки не выходят из дома без шарфа – дюпаты. Он может укрывать голову, покрывать только плечи и грудь, он может быть полупрозрачным или вообще сшитым из сетки, но главное одно – он должна быть.

 

И большинство пакистанских девушек и женщин очень хорошо ориентируются в том, когда дюпату можно снять с головы, а когда необходимо набросить на волосы, а то и прикрыть их полностью. Даже те девушки, которые полностью перешли на европейский стиль в одежде, чаще всего имеют в комплекте несколько тонких шарфов (модифицированный вариант дюпаты) и не могут полностью от него отказаться.

 

Есть и более уникальные варианты – если девушка полностью соблюдает законы Ислама и носит платок, то отказаться от дюпаты она всё равно не может: на её голове будет повязан платок, а грудь и плечи будет прикрывать дюпата. 

 

Другая сторона пакистанской моды ориентирована на страны Персидского залива, куда устремились работать многие пакистанцы. Именно они привнесли в страну традицию ношения чёрных абай, которые являются традиционными именно для этих стран, но никак не для Пакистана.

 

В настоящее время довольно много женщин на улицах городов следуют именно арабской традиции в одежде и носят чёрные платья и никабы поверх традиционного шальвар-камиза. С одной стороны, такая одежда – показатель традиционности и религиозности семьи (именно внешняя демонстрация, на деле всё может быть совсем иначе), с другой стороны – это реальная защита для девушек.

 

Девушка в абайе с закрытым лицом представляет собой гораздо более неприкосновенную личность на улице для мужчин и менее подвержена насилию в сравнении с девушкой в традиционной или европейской одежде. Именно поэтому многие девушки – учащиеся колледжей или университетов или уже работающие, которые вынуждены добираться до места учёбы или работы самостоятельно без мужского сопровождения, – выбирают арабскую абайю в качестве уличной внешней одежды, и далеко не все они – мусульманки.

 

Никакой религии – обычное требование безопасности. Тем не менее, несмотря на всё, пакистанская мода начала своё поступательное развитие. Постепенно часть девушек выбирает для себя профессию дизайнера-модельера или иную, связанную с разработкой новых видов ткани, принтов и декорирования, новых способов производства одежды.

 

Конечно, большинство из них следуют данному направлению учёбы и работы в связи с семейной традицией – например, отец или дядя работают на текстильном производстве или семья имеет традиционный бизнес в виде швейной мастерской или магазина тканей, где мужчины семьи могут устроить свою родственницу на работу.

 

Тем не менее, даже такое развитие весьма положительно сказывается и на будущем страны, и на общем её развитии. Конечно, особо ярких идей ещё не так много – пакистанским модельерам не удаётся пока выйти из национальных и культурных стереотипов и предложить стране и миру что-то поистине уникальное, но поиск талантов всё же ведётся.

 

Ну и, конечно, многое упирается в финансирование. Далеко не все девушки или юноши, даже пусть и очень талантливые, могут попасть в индустрию моды. Для этого нужны довольно большие вложения средств. А так – даже в небольших швейных мастерских или швеями на дому – зачастую создаются действительно шедевры пакистанской моды, которые остаются неизвестными широкой аудитории. 

 

ФАТИМА МАНЗУР
ИСЛАМАБАД, ПАКИСТАН

Также в рубрике

Кофеиновый нокаут

Последние годы среди молодёжи всё большую популярность набирают так называемые энергетики. Безалкогольные

Наказание неизбежно

Отношение к спиртному и вещам, отравляющим организм. Каково наказание за их употребление на том

В зинданах безумия

Если человека пичкать обрывками культуры, которой тот не понимает, то он становится прекрасным фанатиком и

Магические мошенники

Утро. Ароматы кофе и яичницы собирают всех за столом. Фоном работает телевизор, внимание невольно привлекает