Как защитить себя от зависти?

Одним из самых скверных качеств человека является зависть. Зависть имеет разрушительную силу и непредсказуемые последствия. Зависть может стать причиной и предпосылкой многих грехов и преступлений: разжигания ссор, обмана, клеветы, а порой и более тяжких.

статья опубликована в номере: 40 (581) / от 15 августа 2019 (Зуль-хиджа 1440 г.)
106

Ослушание иблиса (сатаны) стало следствием его зависти к нашему праотцу пророку Адаму عليه السلام. Урожай этого ослушания мы пожинаем и по сей день, ведь потомки и последователи иблиса продолжают вводить людей в заблуждение.

 

Причиной первого убийства на Земле тоже стала зависть. Именно из зависти произошло первое убийство на земле: сын пророка Адама عليه السلام Кабиль убивает своего брата Хабиля, тем самым положив начало этому страшному преступлению. Этот порок так ужасен, что противоречит истинной вере человека.

 

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И не соберутся в сердце раба иман (вера) и зависть» (Ибн Хиббан). Завистник всегда думает только о том, чем он не обладает, вместо того чтобы выражать благодарность Всевышнему за то, что у него есть.

 

Зависть разрушает человека, лишая его покоя и счастья. Поэтому Пророк ﷺ всегда предостерегал своих последователей от этого порока. Зависть порождает у человека неоправданное желание, чтобы другой человек непременно лишился блага, которым его наделил Всевышний Аллах. Для завистника это чувство может стать сущим мучением, тем не менее он продолжает завидовать и не старается избавиться от этого порока.

 

Зависть – личная проблема человека?

Из-за этой болезни человек теряет спокойствие души и радость общения, не может полноценно работать, отдыхать, жить… Мы бы могли сказать, что это его проблема, он выбрал свой путь, и раз завидует – пусть и страдает.

 

На первый взгляд так оно и есть. Пусть завистник сам разбирается со своими проблемами. Ведь он страдает из-за своей неблагодарности Аллаху ﷻ и неприятия своей судьбы и удела. Тем самым он по своей воле делает себя несчастным, в том числе завистливым. Но можно ли на этом успокоиться?

 

Ведь на зависть можно смотреть по-разному. Да, её можно считать результатом душевного нездоровья человека. И бороться с этим должен только он сам. Однако зависть может быть не только результатом внутренних проблем и душевного нездоровья человека, но и следствием взаимоотношений людей с ним. В таком случае от зависти сложно защититься и отгородиться.

 

Часто мы сами навлекаем на себя зависть, провоцируя людей своим непродуманным общением. Если Всевышний по Своей милости наделил кого-то из нас благами, не стоит восклицать и рассказывать об этом всем и каждому.

 

Именно такие наши радостные возгласы могут навлечь зависть людей. А зависть – это неизлечимая болезнь, и мы никогда не сможем удовлетворить завистников. Завистнику не объяснишь, что это милость Всевышнего и именно Он даровал объекту его зависти эти блага, и недовольство этим является недовольством решением Аллаха ﷻ. Поэтому нельзя поступать так и явно провоцировать зависть людей.

 

Оттого, что мы спешим показать людям всю свою радость и блага, которыми нас наделил Всевышний, мы никакой пользы не получим, наоборот, это может нам навредить, вызывая зависть у людей. Зачем мы систематически выставляем результаты своего успеха в социальных сетях и рассылаем их по разным мессенджерам типа «Вотсапа»?

 

Ведь мы знаем, что непременно их увидят завистники. Завистники могут быть даже среди самых близких вам людей. Поэтому, как нас предостерегают мудрые люди, нам лучше всего скрыть свои радости и блага во избежание сглаза и зависти.

 

Как же уберечь себя от зависти?

Чтобы чужая зависть не переливалась через край и не толкала завистника к зловредным поступкам против нас, проявляйте скромность во всём. Скромность и сдержанность наполняют наши поступки и слова пониманием того, зачем мы что-либо делаем или говорим.

 

Если мы не будем делать из своей жизни что-то наподобие светящейся афиши, то завистник обойдёт её своим разрушительным вниманием. Своей скромностью мы можем делать свою жизнь незаметной для завистников. Если мы не привыкли быть скромными, надо постараться выработать это качество в себе, что не так уж трудно. Достаточно осознать, что все наши успехи и достижения существуют исключительно по воле Всевышнего Аллаха.

 

Постоянно нужно самому себе напоминать об этом. После этого мы сами убедимся, что привычка быть скромными очень полезна в жизни. Она укрепит в душе благодарность Аллаху ﷻ, продвинет по пути самовоспитания и даже остудит интерес к нам со стороны завистников.

 

Помимо этого мы не должны забывать о поминании Всевышнего Аллаха, чтении Священного Корана, особенно о чтении сур и аятов, защищающих нас от всяких бед и проблем. Самой главной защитой верующего является дуа (мольба) – оружие каждого мусульманина. Нам следует молиться за завистника и просить у Аллаха ﷻ всего наилучшего для него.

 

Ведь, как правило, к нам возвращается то, что мы дарим миру, – и добро, и зло. Абу ад-Дарда رضي الله عنه рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ часто повторял: «Мольба мусульманина за своего брата, возносимая им в его отсутствие, будет принята, ибо у головы его находится получивший особое поручение ангел.

 

И каждый раз, когда он обращается к Аллаху ﷻ с мольбой за своего брата, испрашивая для него блага, ангел говорит: "Аминь, и да будет тебе то же самое!"» (Муслим) Следуя этому хадису, давайте выберем добро, попросим у Аллаха ﷻ для завистника освобождения от ловушек шайтана, умения благодарить Аллаха ﷻ, крепкой веры, искреннего поклонения, мира в душе. Аминь!

 

 НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ
 

Также в рубрике

Закят с винограда

Выплата закята в Исламе занимает особое место и является третьим столпом Ислама. В данной статье ресь пойдёт

Отсроченное наказание

Гадание (колдовство) с точки зрения Ислама Гадание (колдовство) – очень тяжкий грех, потому что колдун

О женщинах, любви и вере... Шейх Хабиб Хусейн ас-Сакаф

У каждого из нас своё предназначение в этом мире. В детстве мы смотрим на родителей и ждём их советов. В

Зависть или сглаз – что опаснее?

В июльском номере газеты «Ассалам» (№13) в статье «Зависть белая и зависть чёрная» мы рассказывали о такой