«Нет принуждения в Исламе...»

Ислам – религия свободы и мира. Он наделил человека такой свободой, которую ему не предоставила ни одна общественная система за всю историю человечества. Из Корана и Сунны Пророка ﷺ, а также практики мусульманских правителей можно увидеть, сколько свободы дала человеку эта религия в духовных, политических, экономических и социальных аспектах его жизни.

статья опубликована в номере: 40 (581) / от 15 августа 2019 (Зуль-хиджа 1440 г.)
140

Человек является свободным в силу природы своего рождения и в силу того, что он является творением Бога. Ислам установил принципы свободы в то время, когда общество пребывало в идеологическом, экономическом и социально-политическом рабстве.

 

На земле нет ни одного живого существа, которое не любило бы свободу. Поместите птицу в клетку и оставьте для неё маленькую дверцу – и вы увидите, как она будет стремиться вырваться на волю. Закройте в комнате кошку – и вы услышите, как она скребётся в дверь, чтобы её выпустили.

 

Сподвижник Пророка ﷺ, праведный халиф Али ибну Абу Талиб رضي الله عنه говорил: «Не будь рабом, ведь Аллах ﷺ сотворил тебя свободным!» Другой праведный халиф, Умар аль-Хаттаб رضي الله عنه, высказывал возмущение: «Как вы можете порабощать людей, ведь они родились свободными?!» Рассмотрим некоторые принципы свободы с точки зрения нашей веры.

 

Свобода вероубеждений

Религия запрещает принуждать людей к принятию Ислама и любой другой религии. В Коране говорится (смысл): «И если бы твой Господь пожелал, то все, кто на земле, до единого уверовали бы во Всевышнего. Так неужели ты (о Мухаммад!) станешь принуждать людей к тому, чтобы они все приняли истинную веру, если этого не пожелал Господь?» (сура «Юнус», аят 99).

 

В следующем аяте благородного Корана сказано (смысл): «Нет принуждения в религии (в том, чтобы насильно принимали веру). Истинная вера ясно отличается от заблуждения…» (сура «Аль-Бакара», аят 256). Яркий пример уважительного отношения к представителям других конфессий выражен в поведении второго праведного халифа Умара аль-Фарука رضي الله عنه.

 

После завоевания Палестины в 638 году правитель мусульман поехал туда по просьбе христиан для согласования договора с мусульманами. Пока они находились в церкви Воскрешения, наступило время молитвы, и патриарх пригласил халифа исполнить свою молитву в церкви. Но Умар رضي الله عنه отказался, сказав, что если он сделает это, то его последователи станут в будущем претендовать на это место для поклонения Всевышнему.

 

И совершил свою молитву на небольшом расстоянии от церкви. Мусульмане действительно пришли в этот город позже и, как он и предвидел, построили свою мечеть точно в том месте, где он совершил молитву. Эта мечеть существует по сей день, но не представляет преграды для христиан.

 

Свобода мышления

Ислам призывает людей к свободе мышления, к использованию данного им разума. Так, он провозглашает свой знаменитый манифест: «…Если вы в своих словах правдивы, представьте свои доказательства» (сура «АльБакара», аят 111). Таким образом, Ислам в вопросах веры опирается на рациональные доказательства. Отсюда плюрализм мнений, свобода мысли и научных изысканий, которые мы видим в истории исламской цивилизации.

 

Мусульманские учёные в различных сферах науки свободно выражали свои мысли, вели между собой полемику, обменивались взаимной критикой, что было в порядке вещей. Принцип свободы слова превращается из права в обязанность, когда молчание наносит вред всему обществу.

 

Потому что свобода с точки зрения Ислама не подразумевает, что человек свободен от любых ограничений и предписаний в ущерб другим людям, так как такого рода «свобода» – просто анархия, где царит порок и бушуют страсти.

 

Поэтому Ислам устанавливает определённые правила и предписания, которые обеспечивают свободу всех и каждого. Муфтий Дагестана шейх Ахмад-афанди в книге «Благонравие праведников» приводит следующее определение: «Личная свобода – это когда человек осознанно оставляет мирские блага и выби
рает поклонение Аллаху ﷺ.

 

Также знайте, что сущность личной свободы заключается в том, чтобы ваше рабство (убудийя) перед Всевышним Аллахом было совершенным». Нельзя под личной свободой подразумевать абсолютную свободу действий и совершения аморальных поступков, в соответствии с которой многие ошибочно думают, что у них есть право разрушить свою мораль и нравственность, преступно относиться к себе, своей вере, семье, окружающим.

 

Свобода же поведения увязывается в Исламе с основополагающим принципом – «не навреди». Вследствие этого любая свобода, несущая вред самому себе или другому члену общества, должна быть запрещена или ограничена.

 

Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Ни в коем случае непозволительно на основании принципа свободы попирать права людей. К примеру, ты имеешь право на передвижение, однако при этом ты обязан соблюдать правила дорожного движения, с уважением относиться к каждому участнику дорожного движения, будь то водитель, пешеход или даже животное.

 

Это и является ограничением твоей свободы. Все аналогичные ограничения свободы в Исламе связаны с учётом интересов всего общества, и они в принципе заложены в каждой религии или социальной системе. 

 

КАМАЛЬ ИСМАИЛОВ
 

Также в рубрике

Что скрывает от нас жизнь?

Обычно мы точно знаем, как должны относиться к нам окружающие: когда и сколько они должны дать нам внимания,

Сила веры

Нравственные принципы современного общества искажены, они мало чем отличаются от представлений рэкетира,

Сила веры

Жизнь сподвижника Ясира رضي الله عنه является ярким примером глубокого упования на Аллаха ﷻ. Попав в плен к

Cила веры

«Испытания (экзамены) возвеличивают или опускают (цену) человека». Арабская поговорка