19 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

«Нет принуждения в Исламе...»

Ислам – религия свободы и мира. Он наделил человека такой свободой, которую ему не предоставила ни одна общественная система за всю историю человечества. Из Корана и Сунны Пророка ﷺ, а также практики мусульманских правителей можно увидеть, сколько свободы дала человеку эта религия в духовных, политических, экономических и социальных аспектах его жизни.

Человек является свободным в силу природы своего рождения и в силу того, что он является творением Бога. Ислам установил принципы свободы в то время, когда общество пребывало в идеологическом, экономическом и социально-политическом рабстве.

 

На земле нет ни одного живого существа, которое не любило бы свободу. Поместите птицу в клетку и оставьте для неё маленькую дверцу – и вы увидите, как она будет стремиться вырваться на волю. Закройте в комнате кошку – и вы услышите, как она скребётся в дверь, чтобы её выпустили.

 

Сподвижник Пророка ﷺ, праведный халиф Али ибну Абу Талиб رضي الله عنه говорил: «Не будь рабом, ведь Аллах ﷺ сотворил тебя свободным!» Другой праведный халиф, Умар аль-Хаттаб رضي الله عنه, высказывал возмущение: «Как вы можете порабощать людей, ведь они родились свободными?!» Рассмотрим некоторые принципы свободы с точки зрения нашей веры.

 

Свобода вероубеждений

Религия запрещает принуждать людей к принятию Ислама и любой другой религии. В Коране говорится (смысл): «И если бы твой Господь пожелал, то все, кто на земле, до единого уверовали бы во Всевышнего. Так неужели ты (о Мухаммад!) станешь принуждать людей к тому, чтобы они все приняли истинную веру, если этого не пожелал Господь?» (сура «Юнус», аят 99).

 

В следующем аяте благородного Корана сказано (смысл): «Нет принуждения в религии (в том, чтобы насильно принимали веру). Истинная вера ясно отличается от заблуждения…» (сура «Аль-Бакара», аят 256). Яркий пример уважительного отношения к представителям других конфессий выражен в поведении второго праведного халифа Умара аль-Фарука رضي الله عنه.

 

После завоевания Палестины в 638 году правитель мусульман поехал туда по просьбе христиан для согласования договора с мусульманами. Пока они находились в церкви Воскрешения, наступило время молитвы, и патриарх пригласил халифа исполнить свою молитву в церкви. Но Умар رضي الله عنه отказался, сказав, что если он сделает это, то его последователи станут в будущем претендовать на это место для поклонения Всевышнему.

 

И совершил свою молитву на небольшом расстоянии от церкви. Мусульмане действительно пришли в этот город позже и, как он и предвидел, построили свою мечеть точно в том месте, где он совершил молитву. Эта мечеть существует по сей день, но не представляет преграды для христиан.

 

Свобода мышления

Ислам призывает людей к свободе мышления, к использованию данного им разума. Так, он провозглашает свой знаменитый манифест: «…Если вы в своих словах правдивы, представьте свои доказательства» (сура «АльБакара», аят 111). Таким образом, Ислам в вопросах веры опирается на рациональные доказательства. Отсюда плюрализм мнений, свобода мысли и научных изысканий, которые мы видим в истории исламской цивилизации.

 

Мусульманские учёные в различных сферах науки свободно выражали свои мысли, вели между собой полемику, обменивались взаимной критикой, что было в порядке вещей. Принцип свободы слова превращается из права в обязанность, когда молчание наносит вред всему обществу.

 

Потому что свобода с точки зрения Ислама не подразумевает, что человек свободен от любых ограничений и предписаний в ущерб другим людям, так как такого рода «свобода» – просто анархия, где царит порок и бушуют страсти.

 

Поэтому Ислам устанавливает определённые правила и предписания, которые обеспечивают свободу всех и каждого. Муфтий Дагестана шейх Ахмад-афанди в книге «Благонравие праведников» приводит следующее определение: «Личная свобода – это когда человек осознанно оставляет мирские блага и выби
рает поклонение Аллаху ﷺ.

 

Также знайте, что сущность личной свободы заключается в том, чтобы ваше рабство (убудийя) перед Всевышним Аллахом было совершенным». Нельзя под личной свободой подразумевать абсолютную свободу действий и совершения аморальных поступков, в соответствии с которой многие ошибочно думают, что у них есть право разрушить свою мораль и нравственность, преступно относиться к себе, своей вере, семье, окружающим.

 

Свобода же поведения увязывается в Исламе с основополагающим принципом – «не навреди». Вследствие этого любая свобода, несущая вред самому себе или другому члену общества, должна быть запрещена или ограничена.

 

Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Ни в коем случае непозволительно на основании принципа свободы попирать права людей. К примеру, ты имеешь право на передвижение, однако при этом ты обязан соблюдать правила дорожного движения, с уважением относиться к каждому участнику дорожного движения, будь то водитель, пешеход или даже животное.

 

Это и является ограничением твоей свободы. Все аналогичные ограничения свободы в Исламе связаны с учётом интересов всего общества, и они в принципе заложены в каждой религии или социальной системе. 

 

КАМАЛЬ ИСМАИЛОВ