29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Когда нельзя вступать в обряды малого хаджа (умра)? И можно ли тому, кто вступил в паломничество по методу таматту’, после завершения основной умры и до вступления в хадж совершить дополнительную умру? 2. Можно ли во время намаза или дуа обращать взор к небу? 3. Желательно ли возмещать пропущенные суннатпосты? 4. Могу ли я отложить хадж, имея возможность совершить паломничество в этом году? 5. Может ли один из братьев выдать сестру замуж без согласия остальных? 6. Разрешается ли совершать хадж или умра (малый хадж) на запретные средства?

1. Когда нельзя вступать в обряды малого хаджа (умра)? И можно ли тому, кто вступил в паломничество по методу таматту’, после завершения основной умры и до вступления в хадж совершить дополнительную умру?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат альМухтадж» пишет: «Весь год является временем для вступления в умру». «...Но бывают случаи, когда вступить в обряды умры недопустимо; например, человеку, который вступил в обряды хаджа и не завершил их, т. е. ещё не выполнил полноценно все его обряды, выполнение которых даёт ему право покинуть долину Мина».

 

Комментируя вышесказанное, имам аш-Ширвани пишет: «После завершения всех обрядов в Мина и покидания этой местности (т. е. после проведения там минимально двух ночей и после кидания камней два дня ташрика) разрешается совершать умра.

 

Также имеет право совершать умра тот, кто вообще или частично в дни ташрика (три дня после Курбан-байрама) не бросал камней (или не ночевал в Мина), но время этого бросания (и ночёвки) уже прошло (т. е. прошли три дня ташрика) вне зависимости, выплатил он штраф за несовершение обряда бросания камней и ночёвки или нет».

 

Заключение:

– Совершать умра можно в любое время года, за исключением того времени, когда человек находится в процессе хаджа до его завершения. То есть, начиная с намерения на хадж и до ухода из Мина после полноценного завершения обрядов, совершать умра нельзя.

– Стоит отметить, что некоторые паломники откладывают совершение таваф-ифаза (обязательный обход Каабы) и совершают его после того, как уйдут с долины Мина. Таким паломникам не разрешается совершать умра, пока они не совершат таваф-ифаза и остальные арканы (столпы) хаджа.

– Тому, кто совершает паломничество методом таматту’ (т. е. опережением умра перед хаджем), после завершения умра и до совершения намерения на хадж разрешается совершать дополнительные умра сколько угодно.
 

 

2. Можно ли во время намаза или дуа обращать взор к небу?

«Нежелательно устремлять взор в небеса (в намазе) согласно хадису Пророка ﷺ: “О чём думают люди, устремляющие свои взоры к небу во время молитвы? Пусть воздержатся от этого, иначе есть опасность, что их лишат зрения!”»

 

«Что касается устремления взора к небу для мольбы и т. д. вне намаза, то большинство учёных сочли это дозволенным в соответствии с мнением имама Кади Ияза, так как небеса являются Киблой для мольбы (ду’а), подобно тому как Кааба является Киблой для намаза…

 

Имам ад-Дамири передаёт, что в книге “Аль-Ихья” имам аль-Газали сказал: “Является желательным устремлять взор в небеса во время мольбы, совершаемой после малого омовения”». («Хашия аш-Шабрамалляси»)

 

3. Желательно ли возмещать пропущенные суннат-посты?

Согласно мнению Шафи’итского мазхаба, желательно возмещать пропущенные желательные посты. «Если пропустили пост, который желательно соблюдать в определённые дни или который постоянно соблюдали, то желательно его возместить». «Тому, кто пропустил пост в понедельник и четверг, желательно его возместить». («Хашия аш-Ширвани»)
 

 

4. Могу ли я отложить хадж, имея возможность совершить паломничество в этом году?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Обязанность совершения хаджа и умры Шариат возлагает только один раз за всю жизнь. Однако можно их отложить, если:

– намерен совершить в будущем;

– не дал обета (назр) совершить их в определённый год; – нет опасения, что человек заболеет и останется прикованным к постели; – нет каких-либо оснований полагать, что он может потерять своё имущество;

– на нём нет обязанности возмещения хаджа и умры, которые он испортил». Имам ан-Навави в своей книге «Равза ат-Талибин» пишет: «А если кто-либо отложит совершение паломничества после того, как оно стало для него обязательным (важиб), и умрёт до начала сезона хаджа, то становится ясно, что хадж не стал обязательным для этого человека, поскольку он не успел его совершить.

 

А если он умрёт после сезона хаджа, тогда устанавливается обязательность для него этого столпа Ислама, и необходимо за счёт его имущества отправить человека, который совершит за него обязательное паломничество».
Заключение: Можно отложить совершение хаджа и умры, если есть предположение, что в будущем не возникнут причины, препятствующие их совершению.
 

 

5. Может ли один из братьев выдать сестру замуж без согласия остальных?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Если девушка, у которой есть несколько опекунов, имеющих равное право выдать её замуж, как, например, несколько братьев, попросит одного из них выдать её замуж, то он обязан выполнить её просьбу.

 

Если же сестра даст согласие одному из братьев, то другой брат не имеет права выдать её замуж, кроме как с согласия уполномоченного ею брата». «Однако если один из них выдаёт девушку замуж за неравного ей по статусу без согласия остальных братьев, то брак считается недействительным».

Заключение:

• Если у девушки нет ни отца, ни дедушки со стороны отца, то её выдаёт замуж с её словесного согласия брат. И если у неё несколько братьев, то её выдаёт замуж за человека с соответствующим её статусу положением тот из братьев, кому она дала на это согласие, даже если остальные не согласны. А если жених не соответствует ей по определённым установленным критериям, таким как знатность, интеллект, дееспособность, то брак без согласия остальных недействителен.
 

 

6. Разрешается ли совершать хадж или умра (малый хадж) на запретные средства?

Хадж и умра являются одними из столпов Ислама, поэтому очень важно совершить их на дозволенные средства.

 

Передаётся от сподвижника Абу Хурайры رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда тот, кто вышел для совершения хаджа с чистым имуществом, поставит ногу в стремя (садясь на лошадь или любой другой транспорт) и скажет слова:

«Я перед тобой, о мой Господь», – ему с небес ответят: «Добро пожаловать, тебе счастье, твоя провизия дозволенная, и твой транспорт дозволенный, твой хадж будет принятым, и тебе не будет греха», а когда человек вступает в паломничество с грязным (недозволенным) имуществом, когда он поставит ногу в стремя и скажет: «Я перед тобой, о мой Господь», – ему с небес отвечают:

«Нет тебе приветствия, нет тебе счастья, твоя провизия недозволенная, и твои расходы недозволенные, и этот хадж будет греховным, неблагочестивым»». Относительно того, будет ли считаться принятым (исполненным) хадж и умра, совершённые на запретные средства, среди учёных есть разногласия. Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Изах» пишет следующее:

 

«Паломник должен стараться, чтобы его расходы на хадж были дозволенными (халяль), чистыми от сомнительных средств.

 

Всё же, если он совершит хадж на сомнительные или отобранные насильно средства, его хадж считается исполненным, однако не будет благочестивым, и маловероятно, что он будет принят. Это мнение учёных мазхаба имама аш-Шафии, имама Малика и имама Абу Ханифы, а также это мнение большинства ранних и поздних учёных.

 

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал, что хадж, совершённый на запретные средства, не будет действительным». Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Если человек совершит хадж или умра на недозволенные средства, то ему за это будет грех, однако с него снимается обязанность совершения большого и малого паломничества».

 

Заключение:

Из вышесказанного ясно, что хадж и умра, совершённые на запретные средства, считается канонически исполненными, т. е. считается, что человек выполнил свою обязанность, но такое паломничество, ни малое, ни большое, не будут благочестивыми, и за них человеку запишется грех.