Кто подарил Европе науку о телесном?

Наука о телесном – именно так именовалась медицина в исламском мире. И находилась она едва ли не на одной позиции с религиозными науками. Хотя, возможно, это связано и с тем, что практически все врачи арабского мира огромное значение придавали религиозным знаниям.

статья опубликована в номере: 39 (580) / от 01 августа 2019 (Зуль-каада 1440 г.)
230

Конечно, очень многое было почерпнуто из медицинских трактатов греческих врачей и учёных Гиппократа и Галена. Но это теория, которая постоянно дополнялась практическими навыками. Арабские врачи сталкивались с различными заболеваниями, связанными и с климатом, и с географией распространения Арабского халифата. При этом нередко труды тех же греческих учёных подвергались критике.

 

Гален, ты неправ!

Одним из первых с критикой в адрес Галена выступил Абу Наср Фараби – известный арабский учёный, богослов X века (870–950 гг.). В своём трактате «Ответ Галену относительно его противоречий с Аристотелем по вопросу органов тела» Фараби сопоставил в целом структуру органов тела человека в работах Галена и Аристотеля и высказал мнение, что прав был Аристотель.

Но Фараби не являлся врачом, поэтому его «спор» с Галеном был всё-таки теоретическим, а вот Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази (один из первых врачей; детально описал методы борьбы с корью и ветряной оспой) в книге «Аль-хави» описал гораздо больше заболеваний, чем можно встретить в трудах Галена, Гиппократа и других греческих авторов.

 

Более того, многие теории были им пересмотрены. Критике были подвергнуты вопросы, касающиеся зрения. Так, Гален утверждал, что зрение определяется лучами, исходящими из глаз. Рази опроверг эту теорию и доказывал, что зрение обусловлено лучами, которые идут от объекта к глазу.

Человек, описавший сердце

Но наибольшей критике труды Галена и Гиппократа подвергал Ала-ад-Дин бин анНафис (1210–1288) – один из величайших учёных-врачей средневекового мира. Основное направление его исследований связано с кровообращением, а точнее с тем, как циркулирует кровь в организме человека.

 

До Ибн ан-Нафиса эти исследования проводились и Гиппократом, и Галеном, и Аристотелем. К примеру, Гиппократ считал, что в сердце кровь охлаждается или нагревается воздухом, поступающим через трахею. Другой греческий врач, Эрасистрат, считал, что в артериях содержится воздух. В сердце же этот воздух, по его мнению, превращался в «жизненную силу», дающую жизнь всему организму.

 

Сейчас эти теории кажутся чем-то из категории фантастики, а тогда на них основывались диагнозы больных, что нередко приводило к летальному исходу. Ибн ан-Нафис провёл огромную работу, изучив труды всех предшественников, и предположил, что кровь в различных камерах сердца не смешивается и не перемещается сквозь поры, как утверждал Гален.

 

Вместо этого кровь просто минует сердце и перетекает либо в большой, либо в малый круг кровообращения. Кровь из правого желудочка, согласно теории Ибн ан-Нафиса, устремляется в лёгкие, чтобы смешаться с воздухом, для чего в сосудах лёгких существуют специальные поры. Это открытие имело под собой только теоретическую базу и потому долгое время оставалось доступно лишь узкому кругу учёных.

 

Ибн ан-Нафис также описал строение лёгких и открыл коронарные артерии, питающие сердце (до этого считалось, что сердце снабжается кровью, проходящей сквозь сердечные камеры). Спустя 300 лет испанский врач, естествоиспытатель Мигель Сервето описал малый круг кровообращения. Но прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн ан-Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервето с текстом его арабского предшественника.

 

Что же касается судьбы Мигеля Севрето, то в 1553 году он был публично сожжён за еретические взгляды. Испанский философ, врач и естествоиспытатель был обвинён в «отрицании Троицы и искажении роли Христа», что подтверждалось теориями, изложенными в его трудах «Об ошибках троичности» и «Две книги диалогов о Троице». Многие из его трудов были хорошо известны в эпоху Возрождения.

 

Так, Реальдо Коломбо опубликовал труд, в котором обосновывал теорию лёгочного круга кровообращения и теорию о том, что пульсацию артерий вызывает работа сердца. Это практически повторяло теорию, изложенную в «Комментарии к анатомии Канона».


Но открытие малого круга кровообращения было не единственным вкладом Ибн ан-Нафиса в медицину. В «Комментарии к анатомии Канона», написанном им на основании многолетних теоретических и практических изысканий, содержится множество анатомических открытий. Это и подробное описание функций органов тела и их болезни, описание причин заболеваний и методы их лечения.

 

Эта книга считается одним из важнейших медицинских трудов, лежавших в основе развития медицины в Новом времени. Ибн ан-Нафису принадлежит множество других трудов и сочинений, одним из которых является «Всеобъемлющая книга о медицинском искусстве».

 

Эта рукопись считается самой объёмной медицинской энциклопедией в истории, написанной одним человеком. Учёный усердно трудился над ней многие годы до самой смерти, общий объём её черновиков составил 300 томов, лишь 80 из которых он успел переписать набело. Ибн ан-Нафис умер в 1288 году в Каире в возрасте 75 лет.


P.S. Есть ещё одна деталь. Помимо серьёзных глубоко научных трудов его перу принадлежит и ироничный роман, вышедший на Западе под заголовком Theologus Autodidactus («Богослов-самоучка»). Это своего рода первый в истории научно-фантастический роман.

 

Главным героем романа является Камиль, который вырос и жил в пещере на необитаемом острове. Затем он вступает в контакт с другими людьми, когда они терпят кораблекрушение возле его острова. Эти люди увозят его в цивилизованный мир. Сюжет охватывает историю совершеннолетия Камиля и включает в себя элементы научной фантастики, когда история достигает своего апогея в виде апокалиптического Конца Света.


АЙНУР САФИН
 

Также в рубрике

Свитки из Дамаска, или история одного открытия

В нашем мире немало изобретений, авторство которых за давностью лет и не установить, даже со страной нередко

Коран – ключ к любому шифру?

Когда люди начали шифровать свои записи? Точный ответ не даст ни один историк. Возможно, первые методы

Хронология развития медицины

Седьмое столетие После смерти Пророка Мухаммада ﷺ в 632 году Ислам распространяется за пределы Аравии – в

Водяные мельницы Кавказа

Размышления об Исламе, агротехнологиях и экологии на Кавказе и в Закавказье Мусульмане всегда