25 апреля
2024 года
поделиться

Паломничество (хадж и умра)

Лексическое значение слова «альхадж» – это «стремление к чему-то возвеличиваемому», а в Шариате оно означает «посещение определённого места в определённое время посредством совершения определённых действий».

Под «определённым местом» в данном случае имеется в виду священная Кааба и территория долины Арафа; под «определённым временем» – время, которое определено для тавафа и пребывания в долине Арафа. Под «определёнными действиями» – вхождение в состояние ихрама, которому предшествует намерение совершить хадж с пребыванием в Арафате и совершением тавафа. Хадж – это один из столпов Ислама, и тот, кто отвергнет его обязательность, выходит из религии Ислам.

 

Всевышний Аллах сказал (смысл): «…Обязанностью перед Аллахом ﷻ является совершение хаджа к Дому (паломничество к Каабе) тем, кто имеет возможность преодолеть этот путь…» (сура «Али-Имран», аят 97). Хадж предписан свободным, достигшим совершеннолетия, пребывающим в здравом рассудке и здоровым мусульманам, но при условии, что путь туда безопасен и человек способен обеспечить себя в пути и имеет средство передвижения, купив или наняв его.

 

Также условием является то, что это имущество не должно быть тем, которое предназначено для приобретения жилья и которое необходимо для содержания домочадцев до его возвращения. Для женщины обязательным условием совершения хаджа является то, что она должна выйти в путь с махрамом (близким родственником) или супругом, и ей не разрешается совершать хадж без сопровождения одним из них, если её от Мекки отделяет расстояние, при котором сокращается намаз, или более того.

 

Обязательные предписания для совершения хаджа: 

1) вступление в состояние ихрама (обряды хаджа);

2) пребывание (вукуф) в долине Арафа;

3) таваф (обход Каабы) аз-зийара.

 

Обязательные составляющие хаджа:

1) пребывание в Муздалифе после начала рассвета дня жертвоприношения;

2) ас-саю (прохождение) между холмами ас-Сафа и аль-Марва;

3) бросание камешков в джамарат;

4) прощальный таваф для того, кто живёт за границами микатов;

5) сбривание или укорачивание (одной четвёртой части) волос;

6) пребывание в долине Арафа до захода солнца девятого числа месяца;

7) закалывание аль-хадьи (жертвенное животное) тем, кто совершает хадж по методу таматту или кыран;

8) соблюдение тем, кто совершает хадж по методу ифрад, порядка между бросанием камешков и сбриванием волос, а для совершающих кыран или таматту – между бросанием камешков, закланием животного и сбриванием волос;

9) выполнение тавафа аз-зийара в один из дней жертвоприношения;

10) сбривание или укорачивание волос на территории аль-Харама;

11) сбривание или укорачивание волос в дни жертвоприношения.

 

Прибывание в Мекку

Войдя в священную Мекку, паломник, совершающий хадж по методу ифрад, начинает с совершения частичного омовения и входит в мечеть аль-Харам. Увидев Каабу, он произносит «Аллаху Акбар» и «Ля иляха илля ллааху», а затем начинает таваф.

 

Это первый таваф паломника, совершающего хадж по методу ифрад, для живущего за границей микатов, и этот таваф, называемый таваф аль-кудум, для него сунна. Жители Мекки и те, кто живёт на территории между границами аль-Харама и границами микатов, таваф аль-кудум не совершают.

 

Если паломник хочет совершить таваф, он начинает от Чёрного камня, обращается к нему лицом, и, поднимая руки, произносит «Аллаху Акбар» и «Ля иляха илля ллаху», и если может, то прикасается к нему и целует его, при этом не причиняя неудобств верующим. Если же он не может поцеловать его, то не следует причинять беспокойство другим, он лишь прикасается к нему ладонями и целует их, или одну из них – и лучше, если это будет правая, и целует её.

 

Если он не может и этого, то прикасается к Чёрному камню чем-либо, что держит в руке, – палкой или чем-то ещё, и затем целует эту вещь. Но если он не может и этого, то он останавливается напротив Чёрного камня, обратившись к нему лицом, поднимает руки на уровень ушей и произносит слова «Аллаху Акбар», обратив ладони к Чёрному камню, как будто кладёт их на него, и затем после этого жеста он целует их.

 

Затем он начинает двигаться вправо от дверей Каабы, так, чтобы она была слева от него. Подойдя к Чёрному камню, он снова прикасается к нему и целует его. На этом заканчивается первый круг тавафа. Так паломник совершает семь кругов, каждый раз прикасаясь к Чёрному камню, проходя мимо него, в соответствии с тем, что мы уже говорили ранее, начиная и завершая таваф прикосновением к Чёрному камню.

 

Два ракаата намаза после тавафа

Каждый раз после совершения тавафа обязательно совершение двух ракаатов намаза. Лучше совершить эти два ракаата намаза возле макама Ибрахима , встав так, чтобы он был между паломником и Каабой. Но если он совершит их в любом месте мечети аль-Харам, то это тоже будет достаточным. Как передал Муслим от Джабира رضي الله عنه, Пророк ﷺ прочёл в этих двух ракаатах суры «Аль-Кафирун» и «Аль-Ихляс».

 

Отправление в долину Муздалифа и пребывание там

Как только зайдёт солнце дня Арафа, паломник выходит из Арафа, направляясь в долину Муздалифа, и не совершает вечерний намаз ни в Арафате, ни по дороге в Муздалифу. Достигнув её, он совершает сразу и вечерний, и ночной намаз – с одним азаном и икамой. Паломник объединяет эти два намаза, но для этого объединения коллективное их совершение условием не является.

 

Если паломник совершил вечерний намаз в Арафа или по дороге в Муздалифу, то такой намаз не будет действительным, и он обязан совершить его заново. После совершения этих двух намазов паломник ночует в Муздалифе до тех пор, пока не начнётся второй (истинный) рассвет, и как только он появится, паломник в сумерках совершает утренний намаз вместе с остальными мусульманами.

 

Затем он стоит и обращается с мольбами ко Всевышнему Аллаху и поминает Его до тех пор, пока до восхода солнца не останется совсем немного времени. Вся долина Муздалифа является местом остановки паломников, за исключением Батну Мухассар. Бросание камешков в три столба в течение трёх дней После того как паломник совершит таваф аз-зийара, он возвращается в долину Мина и остаётся там, бросая камешки в три столба, одиннадцатого и двенадцатого числа.

 

Время бросания камешков в три столба в два эти дня начинается после того, как солнце пройдёт точку зенита, и до рассвета следующего дня, и тот, кто сделал это раньше, обязан бросить камешки заново. Сначала он бросает в аль-Джамрат ас-Сугра (малый джамарат), который находится ближе к мечети аль-Хайф, потом – в аль-Джамрат аль-Вуста (средний), а потом – в аль-Джамрат аль-Кубра (большой), или, по-другому, Джамрат аль-Акаба.

 

В каждый из них он бросает по семь камешков, произнося каждый раз «Аллаху Акбар» и «Ля иляха илля ллаху» и подолгу останавливаясь для того, чтобы обратиться с мольбой ко Всевышнему, после того как бросит камешки в два первых столба. После того как он бросит камешки в первый столб, он проходит немного вперёд, поворачивается немного влево и, подняв руки, обращается с мольбой.

 

Потом подходит к среднему столбу и делает всё точно так же, как и в первом случае. Закончив бросание камней, он спускается обратно в долину. После того как он закончит бросать камешки, в эти два дня ему разрешается возвратиться в Мекку или остаться в долине Мина, чтобы бросить камешки и на третий день. Но если солнце двенадцатого дня уже зашло и он находится в долине Мина, то ему порицаемо покидать её, пока он не бросит камешки на тринадцатый день.

 

Если же наступил второй рассвет тринадцатого дня и он находится в долине Мина, то он обязан бросить камешки и в этот день. Тот, кто задержался и хочет бросить камешки и на тринадцатый день, бросает камешки после того, как солнце проходит точку зенита, как это указано в сунне, и время бросания камешков в этот день длится до захода солнца и уже не будет действительным после него.

 

Если же он бросит до того, как солнце прошло зенит, то, по мнению Абу Ханифы, это будет действительным, но порицаемым, так как противоречит сунне. Два же его ученика сказали: «Также и в этот день нельзя бросать камешки до тех пор, пока солнце не пройдёт точку зенита». Если человек остался в долине Мина в эти дни для того, чтобы бросать камешки, то для него порицаемо отправить свои вещи и багаж в Мекку, а самому остаться в долине Мина.

 

ИЗ КНИГИ “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАМАЗА”