Грань искренности в поклонении

Разница между деяниями, совершёнными с искренностью (ихлясом) и напоказ (рия’), подобна разнице дня и ночи. Расхождение между ними слишком явное, и оно заключается в намерении и причинах, побуждающих совершить то или иное деяние.

статья опубликована в номере: 39 (580) / от 01 августа 2019 (Зуль-каада 1440 г.)
33

Искренность означает, что человек совершает благое деяние или отдаляется от запретного всей душой ради Всевышнего Аллаха, то есть он делает это с чистыми намерениями и от всего сердца, не смешивая с этим какое-то другое намерение или интерес.

 

Если его намерение смешивается с чем-либо мирским, если он совершает эти деяния, чтобы показать окружающим, какой он праведный, или ради того чтобы люди его восхваляли, почитали, уважали или приносили ему какую-то пользу, то это всё рия’ – показуха.

 

От этого зависит результат поклонения, будет ли оно принято Всевышним или отвергнуто Им. Всевышний Аллах в священном Коране приводит пример искреннего и показного деяния и последствия каждого из них (смысл): «О вы, которые уверовали! Не делайте напрасными ваши милостыни (лишая себя воздая
ния за них) попрёками и причинением обид, подобно тому, кто тратит своё имущество напоказ перед людьми и не веруя искренне в Аллаха ﷻ и Судный день (подобно лицемерам).

 

Пример его подобен скале (гладкому камню), на которой есть почва, но постиг её ливень и оставил голой. Они не владеют ничем из того, что приобрели (будут лишены воздаяния за свои деяния, подобно тому, как ливень смыл почву с гладкой скалы), ведь Аллах ﷻ не наставляет людей, которые искренне не уверовали в Него». (Сура «Аль-Бакара», аят 264) Таково положение человека, который совершает благодеяния напоказ; у него грубое и чёрствое, как скала, сердце.

 

Его милостыня и другие благие дела подобны почве на скале. Несведущий человек, увидев эту землю, может подумать, что это плодородная почва, которая даёт хороший урожай. А когда земля смоется дождём, то выясняется истинное положение дел, что это был лишь мираж.

 

В следующим аяте Всевышний Аллах приводит пример искреннего раба (смысл): «А пример тех, кто расходует свои средства, желая получить довольство Аллаха ﷻ и по крепости своих душ (имея твёрдую убеждённость в правдивости обещания Аллаха ﷻ), подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принёс свои плоды вдвойне. А если не постиг его ливень, то достаточно и моросящего дождя.

 

И Аллах ﷻ видит то, что вы делаете (воздаст вам за ваши деяния)». (Сура «Аль-Бакара», аят 265) Сердца этих людей Всевышний уподобил саду на холме, которому ливень не то что не навредил, а наоборот, помог принести двойной урожай, так как эти люди верят в обещания Всевышнего и совершают деяния только ради Его довольства.

 

Как избавиться от показухи?

Имам аль-Газали сказал, что избавление от деяний напоказ заключается в двух вещах: первое – это искоренение основ, из которых растёт фальшь; второе – это избавление от всех мыслей о фальши, как только они начинают появляться в голове.

 

Также он сказал, что корнем показухи является любовь к влиятельности и положению в обществе. А когда человеку удаётся достичь этого, он получает удовольствие от похвалы окружающих. Фальшь также порождается страхом осуждения людьми и стремлением к тому, чем владеют люди.

 

Что касается избавления от всех мыслей о показном, то это получается в результате борьбы со своим нафсом (эго). А корень фальши из своего сердца человек может извлечь, проявляя довольство предопределением своего Господа, принижая себя в глазах людей и пренебрегая осуждением и похвалой окружающих. 
Как добиться искренности?

 

Добиться искренности в поклонении человек может, зная, что только Всевышний Аллах заслуживает поклонения и только Он дарует милость. Ведь не подобает рабу такого Господа обращать внимание на кого-либо другого. От Абу Са’ида Аль-Худри رضي الله عنه передаётся: «Однажды к нам вышел Посланник Аллаха ﷺ в то время, когда мы сидели и говорили о Даджале (Антихристе), и он сказал: "Не сообщить ли мне вам, чего я опасаюсь для вас больше, чем Даджаля?" Мы сказали: "Конечно, о Посланник Аллаха ﷺ".

 

Он сказал: "Скрытый ширк: человек встаёт на молитву и начинает приукрашивать её, когда видит, что на него кто-то смотрит"». (аль-Байхаки, Ибн Маджах) Поэтому человек должен совершать деяния только ради своего Господа, а желание услышать похвалу от людей не должно присутствовать в его сердце.

 

Однако если человека, который совершил благое дело искренне ради Всевышнего, за это похвалили люди, то в этом нет ничего предосудительного. Важно, чтобы старания человека были не напрасны, важно сделать главной целью довольство Аллаха ﷻ, а не чужое мнение и оценку. Ведь если довольство и похвала Творца не является единственной мотивацией, то все деяния могут превратиться в пепел, развеянный по ветру.

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ
 

Также в рубрике

Покаяние сподвижников Пророка ﷺ

Есть вопросы, которые мы никогда не задаём сами себе, и оскорбляемся, если это делает кто-то другой. Были ли у

Благодарность раба Всевышнего

Передаётся, что один учёный как-то заметил пребывающего в печали бедняка и спросил у него: «Отчего ты

Сможет ли терпение победить зло?

Мы должны быть в речи и в наставлениях мягкими и кроткими, чтобы слушающий нас воспринимал наши наставления.

«Махач добро»

В этой истории сплелись жара и пост в Рамадан, столичные пробки, моя забывчивость и невероятная отзывчивость