24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Достоинство первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа

В Священном Коране Всевышний сказал (смысл): «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Аз-Зарийят», аят 56). И нет сомнений в том, что покорные рабы Аллаха ﷻ должны поклоняться Всевышнему в любое время и где бы они ни находились. Однако есть периоды времени и места, которые Господь особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в поклонении, надеясь на получение довольства и награды от Него.

Среди таких периодов времени – первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. На достоинство и величие этих дней указывают Священный Коран и пречистая Сунна Пророка ﷺ. Всевышний Аллах поклялся этими днями в Своей Священной Книге: «Клянусь зарёю!

 

Клянусь десятью ночами!» (сура «АльФаджр», аяты 1–2). Такие учёные, как Ибн Аббас, Ибн Касир и другие, сказали, что речь в этом аяте идёт именно о первых десяти днях месяца Зуль-Хиджа. Среди первых десяти дней этого месяца есть два лучших дня в году. Это день жертвоприношения – ‘Ид аль-Адха (Курбанбайрам), празднуемый в десятый день месяца Зуль-Хиджа, – самый значимый праздник в году.

 

И день Арафа (9-е число месяца). От Айши رضي الله عنها передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет дня, в котором Аллах ﷻ больше всего освобождал бы Своих рабов от Огня, чем в день Арафа…» (Муслим). Посланник Аллаха ﷺ сказал также: «Лучшей мольбой является та, которая была совершена в день Арафа» (ат-Тирмизи).

 

Также Пророк ﷺ сказал: «Я надеюсь, что Аллах ﷻ благодаря посту в день Арафа простит прегрешения за прошлый год и за будущий» (Муслим). Пост в день Арафа является желательным для тех, кто не совершает хадж. Паломники же в этот день не постятся, чтобы сохранить силы для поклонения и дуа (мольбы), следуя Посланнику Аллаха ﷺ, который также не постился в этот день, находясь на  Арафа.

 

Поклонение в первые десять дней месяца

Лучшими делами в эти дни являются малое паломничество (умра) и большое паломничество (хадж). Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто совершит хадж к этому Дому (Каабе), не приближаясь к своей жене и не совершая греха, тот вернётся таким же, как в тот день, когда его родила мать» (альБухари).

 

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Умра, совершаемая после предыдущей умры, является искуплением тех грехов, которые были совершены между ними. И воздаянием за принятый хадж будет Рай» (аль-Бухари, Муслим). Принятый хадж – это паломничество, которое совершено не напоказ и не ради изыскания славы, при выполнении которого паломник сумел сохранить себя от греховного.

 

Признаком принятия хаджа является то, что вернувшийся паломник становится лучше, чем он был прежде, и не повторяет прежние грехи. Среди наилучших дел в эти дни является чтение такбира (произнесение слов «Аллаху Акбар») и зикра (слов поминания Аллаха ﷻ).

 

Имам аль-Бухари рассказал: «Ибн Умар и Абу Хурайра رضي الله عنه выходили на рынок в первые десять дней Зуль-Хиджи и произносили такбир, а люди повторяли за ними. Под такбиром имеется в виду произнесение следующих фраз: «Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ля иляха илля ллаху ва ллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ва лилляхи ль-хамд!»

 

В числе наилучших дел в эти благословенные дни – соблюдение поста в течение девяти дней (или хотя бы в некоторые из этих девяти дней). Пророк ﷺ сказал: «Аллах ﷻ любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней, больше, чем дела, совершённые в другие дни».

 

А пост является одним из лучших благодеяний. Имам ан-Насаи приводит хадис, где говорится, что Пророк ﷺ постился первые девять дней месяца Зуль-Хиджа. Также среди лучших дел является покаяние и отказ от совершения греховного. Человек, желающий принести в праздничный день (Курбан-байрам) в жертву животное, должен с наступлением месяца Зуль-Хиджа воздержаться от подстригания ногтей и удаления волос.

 

Передаётся в хадисе от Умм Саламы رضي الله عنها, что Пророк ﷺ сказал: «Если вы увидите новолуние месяца Зуль-Хиджа и кто-то из вас вознамерится принести в жертву животное, то пусть воздержится от подстригания волос и ногтей». В другой версии он сказал: «…то пусть не подстригает волосы и ногти, пока не принесёт в жертву животное» (Муслим).

 

Другими видами благодеяний, добровольных поклонений в эти дни являются совершение дополнительных намазов, раздача милостыни, чтение Священного Корана, призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого, благочестивое отношение к соседям, поддерживание родственных связей и другие добрые дела.

 

В день Курбан-байрама необходимо рано прийти в мечеть – для совершения праздничной молитвы и прослушивания проповеди, ведь праздничный намаз является одним из великих обрядов Ислама. В праздничный день, а также дни ташрика (последующие три дня) предписано приносить в жертву животное.

 

В хадисе, рассказывающем о достоинстве жертвоприношения, сказано: «Самое любимое для Всевышнего в день жертвоприношения деяние – жертвоприношение» (ат-Тирмизи). В другом хадисе сказано, что по числу волос той жертвы записывается вознаграждение Всевышним. (Ахмад, Ибну Маджах)

 

Давайте же воспользуемся этими великими днями до их истечения, ведь время уходит безвозвратно. Да не лишит нас Всевышний блага этих дней и поможет с максимальной пользой провести их. Аминь!

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ