23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Кто обязан совершить хадж

Хадж является одним из пяти столпов Ислама. Каждый мусульманин (или мусульманка), имеющий возможность, обязан совершать хадж один раз в жизни. Об этом свидетельствуют Благословенный Коран, хадисы и единогласное мнение всех богословов.

Всевышний говорит (смысл): «Люди обязаны ради Аллаха ﷻ совершить паломничество к этому Дому (Каабе) – те, кто в силах его совершить» (сура «АлиИмран», аят 97). Посланник Аллаха ﷺ тоже сказал: «О люди, Всевышний обязал вас совершить хадж, поэтому вы совершайте его» (Муслим).

 

Существуют и другие аяты и хадисы, свидетельствующие о том, что хадж является одним из обязательных пяти столпов Ислама. Все учёные уммы (общины) Пророка  согласились с тем, что те, кто имеет возможность (материальную и физическую) совершить хадж, обязаны это сделать.

 

Поэтому те, кто отрицает обязательность хаджа, подшучивает над этим или сомневаться в его необходимости, впадают в неверие. И, если они умрут не покаявшись, их ждёт вечная кара Ада. Да сохранит Всевышний всех нас от этого!

 

Хадж можно совершить двумя способами:

 

1. Отправиться в паломничество самому.

 

2. Уполномочить другого человека совершить хадж за себя (когда состояние здоровья не позволяет это сделать самому).


Считается, что человек имеет возможность совершить паломничество сам, если у него есть средства для поездки в хадж и обратно, на содержание своей семьи, которую, по Шариату, он обязан обеспечивать во время своего отсутствия, а также на необходимые расходы во время пребывания в Мекке и Медине. При этом средств должно быть достаточно, чтобы заплатить за визу (паспорт), еду (обычную) и проезд. Если средств у кого-либо хватает, чтобы оплатить наземный транспорт, а не самолёт, то он тоже обязан совершить хадж – наземным транспортом.

 

Если человек, имея средства, не совершил хадж или отложил его, а потом лишился их, то он любым способом (трудясь, взяв в долг или даже попрошайничая) должен найти их.Средства на хадж – это средства, которые остаются после расходов на необходимое жильё, содержание иждивенцев (подопечных) и выплату долгов. Если вы стоите перед выбором: купить дом, жениться или совершить хадж – и у вас недостаточно средств на всё сразу, то вы имеете право, отложив хадж на следующий год, сначала купить дом и жениться.

 

Но обязательность хаджа с вас не снимается. Однако по мазхабу имама Абу Ханифы, если в таком положении наступили месяцы хаджа, то сначала необходимо совершить паломничество. Неправы те, кто в наше время, ссылаясь на проблемы, учёбу детей, женитьбу сына или предстоящее замужество дочери, откладывают совершение хаджа.

 

А для женщины (независимо от возраста и привлекательности) дополнительным условием является наличие сопровождающего – мужа или махрама из числа близких родственников, который сможет защитить её в случае необходимости, а также оградить её от греха.

 

Махрама должна иметь каждая женщина. Если женщина впервые отправляется в хадж, то вместо махрама для неё могут выступить две или более надёжные, благочестивые женщины. На суннат (желательный) хадж женщине отправляться без мужа или махрама греховно. По мазхабу имама Абу Ханифы, хадж необходимо совершать в тот же год, когда появилась возможность, то есть не откладывая.

 

Совершение умры (малого хаджа), по шафиитскому мазхабу, является фарзом (обязательным), а по ханафитскому – суннатом (желательным). Второй способ совершения хаджа – уполномочивание за себя другого человека Если человек не может сидеть, ездить на транспорте или слишком стар (немощен), парализован или безнадёжно болен и не в состоянии самостоятельно выполнить ритуалы хаджа, то необходимо отправить другого человека совершить за него хадж.

 

Если больной или немощный (бессильный) не успел при жизни совершить хадж (то есть уполномочить кого-то), то до раздачи наследства из его имущества нужно выделить деньги на совершение хаджа кем-либо за умершего. По мазхабу имама Абу Ханифы, если тот, кто должен был совершить хадж, умер, не совершив его, то с него снимается фарз, и наследники не обязаны за него совершать паломничество, но могут – по своему желанию. За несовершённый вовремя хадж умерший подвергается каре.

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ