Жертвоприношение
Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных религиозных обрядов в мусульманском вероучении. И хотя жертвоприношение встречается и в иных религиях, а также во многих языческих верованиях, принципиальное его отличие в Исламе заключается в том, что оно совершается с именем Аллаха ﷻ и исключительно ради Него.
Всевышний Аллах установил обряд жертвоприношения в качестве предписания религии, чтобы испытать нас. Аллах ﷻ в Коране говорит (смысл): «Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не доходят до Аллаха ﷻ. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура «Аль-Хадж», аят 37).
Также Всевышний Аллах сказал (смысл): «Так совершай же намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (сура «АльКавсар», аят 2). В достоверном хадисе, переданном имамом аль-Бухари, сообщается, что Пророк ﷺ принёс в жертву двух рогатых баранов. На основе вышесказанного, жертвоприношение в Исламе является усиленной сунной и не становится обязательным, кроме как с намерением на осуществление принесённого обета (назр).
Время для жертвоприношения наступает сразу после восхода солнца праздничного дня, когда пройдёт столько времени, сколько необходимо для совершения праздничного намаза и чтения хутбы, и продолжается до захода солнца последнего дня ташрика (13-е число месяца Зуль-Хиджа).
По мазхабу Абу Ханифы время для жертвоприношения наступает после того, как имам прочитает хутбу к праздничному намазу, и до истечения двух дней, не считая праздничного дня. В качестве жертвенного животного используется исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы.
При этом закалывание мелкого скота осуществляется за одного человека, а крупного – до семи человек. В ситуации, когда у человека есть семья, его жертвоприношение будет засчитано за всех её членов, какой бы большой она ни была.
Необходимо учесть возраст животного: для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров или буйволов – два года, а овец, баранов и коз – один год. У животного не должно быть следующих недостатков:
– отсутствие зрения даже на одном глазу;
– невозможность самостоятельного передвижения, хромота;
– отсутствие хотя бы одного уха или его части;
– наличие ярко выраженного заболевания;
– излишняя худоба;
– сломан рог (при условии, что при этом повреждено мясо);
– отсутствие хвоста или языка. Допускается, если животное кастрировано.
Обязательным условием является то, чтобы хотя бы часть мяса в сыром виде была роздана бедным и нищим людям из числа мусульман. Предпочтительно раздать всё мясо жертвенного животного, оставив себе небольшой кусок для благодати (бараката).
Если же жертвоприношение было сделано в качестве исполнения обета, то необходимо всё мясо раздать, ничего не оставляя для себя и своей семьи. Нельзя продавать шкуру жертвенного животного или отдавать его в качестве платы тому, кто разделывал тушу, а необходимо отдать в качестве милостыни (садака). Предпочтительно, чтобы человек сам совершил закалывание.
Если он не способен искусно это сделать, то лучше поручить любому мусульманину, кто может заколоть животное с соблюдением всех условий, и самому присутствовать на месте забоя. Тому, кто закалывает животное, желательно произнести следующую молитву: «Аллахумма хаза минка ва илайка ва такаббаль минни кама такбальта мин саййидина Мухаммад ﷺ – набиййика, ва Ибрахима عليه السلام – халилика».
Смысл: «О Аллах ﷻ, это от Тебя и ради Тебя я исполняю жертвоприношение. Так прими же это от меня (или называется имя того, за кого выполняется жертвоприношение), подобно тому, как Ты принял его у нашего господина Мухаммада ﷺ – Твоего пророка, и Ибрахима ﷺ – Твоего друга».
Абдулла ибну Аббас رضي الله عنه передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самое ценное перед Всевышним Аллахом в день праздника Курбан-байрам – это расходование рабом имущества для приобретения жертвенного животного» (ат-Табарани, альБайхаки). В другом хадисе сказано: «Лучшим из жертвенных животных является самое дорогое по цене и самое тучное» (Ахмад, аль-Хаким).
Да не лишит нас Всевышний Аллах милости быть в числе тех, кто удостоится этой великой награды. Аминь!
АДИЛЬ ИБРАГИМОВ