В споре рождается истина?

Люди-спорщики готовы отстаивать свою точку зрения везде и всюду. Часто разговор ведётся на повышенных тонах, будоражит обе стороны и заканчивается если не ссорой, то неприятным осадком на душе… даже если ты победил.

статья опубликована в номере: 38 (579) / от 15 июля 2019 (Зуль-каада 1440 г.)
46

Споры затрагивают наши чувства и посягают на чужие. Не потому ли Ислам призывает отказаться от споров? Аллах ﷻ обещает «дом в предместье Рая тому, кто оставит спор, даже если он прав…» (приведено имамом Абу Даудом;). Такая щедрая награда ожидает за то, что мы просто перестанем спорить? Однако все мы хорошо знаем, как это бывает непросто.

 

Много шума из ничего

Признаюсь, я не до конца понимаю смысл известного выражения «В споре рождается истина». Получится ли разобраться? Истина – в полном объёме – известна только Аллаху ﷻ. Он её создал, Он же знакомит с нею людей – когда, где и насколько им это необходимо.

 

В Коране сказано (смысл): «...Они постигают из Его Знания только то, что Он пожелает…» (сура «Аль-Бакара», аят 255). Однако в большинстве случаев мы убеждены, что наша точка зрения – единственно правильная. Эта уверенность человеческого нафса (эго) не допускает и грамма сомнений. Собственно, потому люди и спорят. Тем временем посомневаться бывает полезно.

 

Потому что ни в какой ситуации мы не обладаем абсолютно полной информацией. Всегда есть одна или несколько сторон, которые Аллах ﷻ нам не открыл, не разъяснил. В этом – Его Мудрость, и значит, несомненная польза для нас. Характерно, что наш оппонент, как и мы, «абсолютно» уверен в своей правоте, хотя так же, как и мы, в принципе не может обладать стопроцентной информацией.

 

По сути, спорщики напоминают тех слепцов, которые взялись описывать слона, потрогав животное каждый со своей стороны. Как вы думаете, какая «истина» может родиться в их споре?

 

Что ты сказал?

Известно, что сказанное не равно услышанному. Слова человека не всегда совпадают с тем, что из них уловил собеседник. И причина не в том, что первый сказал тихо, или второй отвлёкся. Причина – во взаимном понимании, которое Аллах ﷻ дарует или не дарует людям в их диалогах.

 

Поэтому нередко, вопреки чёткому изложению, информация открывается слушателю не в той степени или форме, которую имел в виду говоривший. Мало того, по Воле Аллаха ﷻ человек может «услышать» как меньше, так и больше того, что сообщал собеседник.

 

Подобные смысловые нестыковки могут иметь место и в спорах. Если кто-то услышит в аргументе оппонента не совсем то, что тот подразумевал (а это чаще всего и происходит), то люди фактически будут спорить о разных вещах, хотя формально обсуждаемая тема у них одна общая. Согласитесь, до «истины в споре» опять далеко.

 

Два раза не повторяю

Бывают случаи, когда мы обязательно хотим убедить собеседника в своей правоте. Мы спорим с подростком, чтобы он надел шапку, с близким человеком – чтобы он бегал с нами по утрам, с престарелым соседом – чтобы не боялся сквозняков и чаще открывал окна… и т.д.

 

Однако можем ли мы заставлять людей поступать по-нашему и только? Можем ли считать однозначно ошибочной их собственную позицию? Наши советы или предложения, действительно, кажутся полезными для кого-то из нашего окружения. Нам подсказывает это жизненный опыт. И вот из добрых побуждений мы берёмся снова и снова убеждать или переубеждать своего собеседника.

 

Если же он по своим внутренним причинам сопротивляется, между нами возникает спор. Пока ситуация не переросла в конфликтную, стоит вспомнить вот что: никому нельзя помочь насильно. Какая бы польза ни содержалась в нашем совете, всё, что мы реально можем, это только ознакомить собеседника со своим видени
ем ситуации.

 

А управлять его мыслями, ощущениями и реакциями мы никогда не будем вольны. Поэтому ненавязчиво предложим то, что знаем, а дальше доверимся Аллаху ﷻ. Только Он даст или не даст человеку воспользоваться нашим советом. Только Аллах ﷻ откроет или не откроет ему понимание, которое мы пытались донести.

 

Только Аллах ﷻ знает, полезен ли ему наш совет на самом деле. Кроме того, всегда полезно почитать ду’а (помолиться) о благе для того, кому мы хотим помочь. И наоборот, не имеет никакого смысла доказывать свою правоту, спорить или, того хуже, обижаться, что кто-то отказывается от нашего участия. Давайте спокойно и честно выполним то, что в наших силах. А результат – всегда от Аллаха ﷻ.

 

Вместо заключения

Спор – одна из эмоциональных форм людского общения. Спор обнаруживает наш характер, темперамент, воспитание, культуру. А также – степень благоразумия. Неслучайно тот, кто первым выходит из спора, считается умнее. Он понимает: спор заводит в стресс и тупик. Ведь это не разговор душ, а столкновение нафсов (эго)! Так может ли здесь содержаться истина? Оказывается, да… Она – в сознательном прекращении спора.

 


ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА
 

Также в рубрике

Хадис уль-кудси

Изречение Пророка Мухаммада ﷺ о словах Всевышнего Аллаха

Жарко ли в платке?

Середина лета – самая жаркая пора. Время отпусков и расслабленного отдыха. И опять, как и в прошлом году,

Будьте позитивны – это сунна

Как вы думаете, кто самые счастливые люди на земле? Может быть, самые богатые? Или те, у кого сложилась

Жизнь в поиске знаний

Хадис Пророка Мухаммада ﷺ гласит: «Аллах ﷻ отправит этой общине (умме) в начале каждого столетия того, кто