В споре рождается истина?
Споры затрагивают наши чувства и посягают на чужие. Не потому ли Ислам призывает отказаться от споров? Аллах ﷻ обещает «дом в предместье Рая тому, кто оставит спор, даже если он прав…» (приведено имамом Абу Даудом;). Такая щедрая награда ожидает за то, что мы просто перестанем спорить? Однако все мы хорошо знаем, как это бывает непросто.
Много шума из ничего
Признаюсь, я не до конца понимаю смысл известного выражения «В споре рождается истина». Получится ли разобраться? Истина – в полном объёме – известна только Аллаху ﷻ. Он её создал, Он же знакомит с нею людей – когда, где и насколько им это необходимо.
В Коране сказано (смысл): «...Они постигают из Его Знания только то, что Он пожелает…» (сура «Аль-Бакара», аят 255). Однако в большинстве случаев мы убеждены, что наша точка зрения – единственно правильная. Эта уверенность человеческого нафса (эго) не допускает и грамма сомнений. Собственно, потому люди и спорят. Тем временем посомневаться бывает полезно.
Потому что ни в какой ситуации мы не обладаем абсолютно полной информацией. Всегда есть одна или несколько сторон, которые Аллах ﷻ нам не открыл, не разъяснил. В этом – Его Мудрость, и значит, несомненная польза для нас. Характерно, что наш оппонент, как и мы, «абсолютно» уверен в своей правоте, хотя так же, как и мы, в принципе не может обладать стопроцентной информацией.
По сути, спорщики напоминают тех слепцов, которые взялись описывать слона, потрогав животное каждый со своей стороны. Как вы думаете, какая «истина» может родиться в их споре?
Что ты сказал?
Известно, что сказанное не равно услышанному. Слова человека не всегда совпадают с тем, что из них уловил собеседник. И причина не в том, что первый сказал тихо, или второй отвлёкся. Причина – во взаимном понимании, которое Аллах ﷻ дарует или не дарует людям в их диалогах.
Поэтому нередко, вопреки чёткому изложению, информация открывается слушателю не в той степени или форме, которую имел в виду говоривший. Мало того, по Воле Аллаха ﷻ человек может «услышать» как меньше, так и больше того, что сообщал собеседник.
Подобные смысловые нестыковки могут иметь место и в спорах. Если кто-то услышит в аргументе оппонента не совсем то, что тот подразумевал (а это чаще всего и происходит), то люди фактически будут спорить о разных вещах, хотя формально обсуждаемая тема у них одна общая. Согласитесь, до «истины в споре» опять далеко.
Два раза не повторяю
Бывают случаи, когда мы обязательно хотим убедить собеседника в своей правоте. Мы спорим с подростком, чтобы он надел шапку, с близким человеком – чтобы он бегал с нами по утрам, с престарелым соседом – чтобы не боялся сквозняков и чаще открывал окна… и т.д.
Однако можем ли мы заставлять людей поступать по-нашему и только? Можем ли считать однозначно ошибочной их собственную позицию? Наши советы или предложения, действительно, кажутся полезными для кого-то из нашего окружения. Нам подсказывает это жизненный опыт. И вот из добрых побуждений мы берёмся снова и снова убеждать или переубеждать своего собеседника.
Если же он по своим внутренним причинам сопротивляется, между нами возникает спор. Пока ситуация не переросла в конфликтную, стоит вспомнить вот что: никому нельзя помочь насильно. Какая бы польза ни содержалась в нашем совете, всё, что мы реально можем, это только ознакомить собеседника со своим видени
ем ситуации.
А управлять его мыслями, ощущениями и реакциями мы никогда не будем вольны. Поэтому ненавязчиво предложим то, что знаем, а дальше доверимся Аллаху ﷻ. Только Он даст или не даст человеку воспользоваться нашим советом. Только Аллах ﷻ откроет или не откроет ему понимание, которое мы пытались донести.
Только Аллах ﷻ знает, полезен ли ему наш совет на самом деле. Кроме того, всегда полезно почитать ду’а (помолиться) о благе для того, кому мы хотим помочь. И наоборот, не имеет никакого смысла доказывать свою правоту, спорить или, того хуже, обижаться, что кто-то отказывается от нашего участия. Давайте спокойно и честно выполним то, что в наших силах. А результат – всегда от Аллаха ﷻ.
Вместо заключения
Спор – одна из эмоциональных форм людского общения. Спор обнаруживает наш характер, темперамент, воспитание, культуру. А также – степень благоразумия. Неслучайно тот, кто первым выходит из спора, считается умнее. Он понимает: спор заводит в стресс и тупик. Ведь это не разговор душ, а столкновение нафсов (эго)! Так может ли здесь содержаться истина? Оказывается, да… Она – в сознательном прекращении спора.
ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА