25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Тайна Манаса раскрыта

Кыргызский каганат – государство енисейских кыргызов, существовавшее в период VI–X вв. на территории Южной Сибири, к 840 году расширившееся до ТяньШаня. В различные периоды своего существования теряло независимость. С 840 по 916 год Кыргызский каганат находился на пике своего могущества. Этот период назван академиком В. В. Бартольдом «кыргызским великодержавием».

Начало образованию кыргызской независимой государственности, несомненно, было положено легендарным Барсбеком. Он происходил из древней правящей кыргызской династии. Возможно, он выполнял роль не только политического лидера, но и духовного вождя.

 

То есть сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть, что для общества того времени было обычно. Период его власти пришёлся на время ослабления соседних народов, которые, тем не менее, боролись за свою власть в степи.

 

Прекрасно осознавая, что енисейские кыргызы являются далеко не самым большим и не самым военизированным народом, он не только начал путь укрепления военной силы народа, но и прибег к дипломатии.

 

В начале VIII века Барсбек проводил активную антитюркскую внешнюю политику. С этой целью он направил в 707–709 гг. две посольские делегации в Китай, который в то время воевал с тюрками. Искал он поддержки и в Тюргешском каганате.

 

Так, в Чуйскую долину к тюргешам прибыла  посольская делегация, которую возглавил ближайший сподвижник Барсбека по имени Эзгене, и заключила договор. Таким образом, в 709 году Барсбеку удалось создать мощную антитюркскую коалицию, куда, кроме кыргызов, вошли Танская империя и Тюргешский каганат.

 

Однако, не надеясь полностью на китайских союзников (которые вели одновременно переговоры и с тюрками), он тайно готовит посольство в Тибет (Тибет в то время представлял собой сильное государство, соперничающее с Китаем). Осенью 710 года он направил посольство в Тибет, который враждовал с Танской империей и тюргешами.

 

Посольство возглавил опытный дипломат Эрен Улуг, однако миссия посольства оказалась провалена – Тибет не поддержал кыргызов, а Эрен Улуг либо пропал без вести, либо погиб в горах. Барсбек провёл весьма решительную реформу внутренней власти, самостоятельно приняв титул кагана и одновременно взяв себе тронное имя Ынанчу Алп Бильге.

 

Этим кыргызский каган открыто дал понять своим политическим противникам, что степень притязаний кыргызов на самостоятельное государство в Великой Степи весьма серьёзна и что отныне с их мнением и проводимой политикой стоит считаться.

 

Опасаясь тюрок, которые заняли позиции в Туве (разгромив при этом союзные кыргызам на
роды), Барсбек приказал перекрыть все имеющиеся перевалы в Саянах. Однако тюркам нужно было непременно избавиться от кыргызской угрозы за спиной, и они предпринимают крайне рискованный шаг – обходят перекрытые перевалы по снегу и ледникам и обрушиваются на кыргызов с севера. Зимой 710–711 гг. войска тюрок обрушили на кыргызов мощный удар.

 

Здесь большую роль сыграл и фактор внезапности, с этой стороны их действительно не ждали.
Каган приказал отправить спасённые семьи далеко на север, к границам лесных народов. Оставшимся воинам Барсбек приказал собраться в местности Чернь Сунга, где продолжал оказывать сопротивление. 73-летний Барсбек, уже потерявший к этому времени двух братьев, сына и четырёх внуков, шёл впереди своих отрядов.

 

Три дня продолжалась битва, но силы были слишком неравны – остатки кыргызов укрылись в таёжных лесах, тело Барсбека найдено не было ни проигравшими, ни победителями. Основываясь на памятниках орхоно-енисейской письменности, учёные высказывали мнение, что Барс-каган мог стать прообразом эпического кыргызского воина Манаса.

 

С. Г. Кляшторный полагал, что памятники «Алтын-кёль I» и «Алтын-кёль II» посвящены братьям-близнецам – сыновьям погибшего Барскагана. Несмотря на разгром Барсбека, существуют данные о том, что его дети и внуки прибывали в качестве послов в Китай, что означает – частичную автономию кыргызы всё же сумели сохранить.

 

Восстановление кыргызской государственной самостоятельности началось только через сто лет. В 820 году к власти приходит легендарный Ажо (нельзя сказать – это было имя конкретного человека или высшая пра
вительственная должность). Он, как и Барсбек, сам лично нарекает себя каганом. Эпоха тюрок к тому времени канула в лету, и на первое место в господстве в степях вышли уйгуры.

 

Причём воинственность последних явно беспокоила Китай. Китайские дипломаты предпочли избавиться от уйгурской угрозы руками кыргызов, которым явно хотелось сатисфакции. В течение двадцати лет стороны регулярно проводили военные действия на территории современной Тувы.

 

Войну с уйгурами продолжил преемник  Ажо – Алп Солагай, могущественный второй каган Кыргызского каганата. В итоге в 840 году столица уйгуров Орда-балык была сожжена, а уйгурские войска были разбиты кыргызской армией Солагая.

 

В 843 году Алп Солагай, преследуя старейшину уйгуров Пан Тегина, захватил города Аньси и Бишбалык, а также подчинил племена Восточного Туркестана, затем завоевал Западную Маньчжурию, территории Джунгарии и Забайкалье.

 

Установил дружеские взаимоотношения с Китайской империей Тан, Арабским халифатом, Карлукским каганатом и Тибетом, а также успешно вёл с этими странами торговлю. Буквально за несколько лет при его правлении Кыргызский каганат выходит на первую позицию в Великой степи, занимая огромную территорию от Тихого океана до Караханидского государства (с подчинением его восточных уделов) и от Южной Сибири до китайских границ.

 

Имён следующих двух каганов Кыргызского каганата история не сохранила – есть только китайские записи с их вариантами китайских же титулов. Также неизвестна дата окончания жизни последнего правителя, равно как и судьба его семьи и возможности наследования власти.

 

Окончанием же расцвета самого Кыргызского каганата считается 916 год. Что же было сделано за 80 лет существования государства? Как ни странно, многое. Кыргызы успели довольно широко расселиться по всей степи, в том числе на своей прародине – современной территории Кыргызстана. Что определённо способствовало восстановлению киргизской нации на данной территории.

 

При этом на севере енисейские кыргызы сохранили два основных массива своего расселения: Верхний и Средний Енисей, а также Алтай и Иртыш. В последующем енисейские кыргызы разделились на несколько ветвей.

 

Впрочем, нельзя сказать, что расселённые по Великой степи кыргызы сразу же утратили свою идентичность. Скорее, они, потеряв верховную власть и государственные ориентиры, постепенно растворялись в массе соседних народов, мигрировали обратно на север или стягивались к Тянь-Шаню.

 

При этом изолированные очаги кыргызов как нации могли сохраняться вплоть до монгольского нашествия. Просто тем, кто вернулся на север или стянулся к Тянь-Шаню, повезло быть защищёнными в горных долинах и дожить в качестве самостоятельного этноса до нового времени.

 

Возникшие новые племена кереитов и найманов, появившиеся на территории Монголии в Х в., можно отнести к племенам «кыргызского великодержавия». То есть они могли быть племенами, выделившимися из кыргызского союза племён.

 

Намёки на этот счёт имеются у Рашид-ад-дина. Так, кереитов он считает племенем, прикочевавшим с запада с Иртыша, найманов считает коренным населением Кема (Енисея), откуда их вытеснили кыргызы. Действительно, кереиты, состоявшие из племён сакаит, тунгкаит, тумаут, вполне могли иметь южносибирское происхождение. Сами кереиты (керетцы) были представлены в составе енисейских кыргызов в XVII в.

 

ФАТИМА МАНЗУР ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН