Покаяние сподвижников Пророка ﷺ

Есть вопросы, которые мы никогда не задаём сами себе, и оскорбляемся, если это делает кто-то другой. Были ли у вас случаи, когда вам поручали что-либо и вы не выполняли порученное? Попадали ли вы в ситуацию, когда приходилось оправдываться за свои упущения? И были ли вы искренни в своих оправданиях?

статья опубликована в номере: 38 (579) / от 15 июля 2019 (Зуль-каада 1440 г.)
51

Сможете ли вы ответить на эти вопросы вот так сразу? Для понимания того, как нужно отвечать на подобное, вспомним историю, произошедшую со сподвижником Пророка ﷺ Каабом ибн Маликом رضي الله عنه. Эту историю приводит имам ан-Навави в «Рияз ус-салихин», а также имамы аль-Бухари и Муслим в своих сборниках – от сына Кааба ибн Малика رضي الله عنه.

 

Однажды Посланник Аллаха ﷺ повелел всем сподвижникам собираться в путь. Это был поход на Табук. Услышав зов, сподвижники стали исполнять веление Посланника Аллаха ﷺ. Кааб ибн Малик رضي الله عنه был из тех сподвижников, кто не пропустил ни одного похода вместе с Пророком ﷺ, кроме битвы при Бадре.

 

И рассказывают, что на тот момент он никогда не чувствовал себя лучше, сильнее и богаче, чем когда-либо. Позже он сказал: «У меня была сила, возможности, я был обеспеченным человеком, но когда я услышал, что Посланник Аллаха ﷺ собирается в путь, сказал себе, что я, наверное, успею, и отложил подготовку вместе с другими сподвижниками». И в этом была его ошибка…

 

Когда уже все сподвижники подготовились и вышли в путь вместе с Посланником Аллаха ﷺ, он, надеясь догнать их, отложил выход вместе с ними. И когда мусульмане достигли уже Табука, Посланник Аллаха ﷺ спросил: «А где же Кааб ибн Малик رضي الله عنه?»

 

Один из тех, кто был рядом, ответил: «Его обманули две его одежды». То есть дали ему понять, что он обманулся из-за мирского и не вышел в путь, ослушавшись Посланника Аллаха ﷺ. На что другой сподвижник возмутился: «Как же ты нехорошо сказал о нашем брате, поистине, мы его знаем только как честного, искреннего человека, который всегда был рядом с нами».

 

Но случилось то, что случилось. Когда Посланник Аллаха ﷺ возвращался вместе с мусульманами и уже доходил до Медины, только тогда осознал Кааб ибн Малик رضي الله عنه, что он совершил и что он ослушался Посланника Аллаха ﷺ.

 

Он уже думал, может быть, придумать какое-нибудь оправдание, так как обладал красноречием, чтобы оправдаться перед Пророком ﷺ. На следующий день, после утреннего намаза, Пророк ﷺ стал опрашивать всех, кто не выдвинулся в путь, их было около 80 человек.

 

Они по очереди подходили к Посланнику Аллаха ﷺ и объясняли причины того, почему не участвовали в походе. И каждый находил себе оправдание и приносил клятву, а Посланник Аллаха ﷺ принимал и отпускал их с улыбкой на лице. Но из этих 80 человек только трое сказали правду, они признали свою вину и попросили у Посланника Аллаха ﷺ прощения.

 

Среди этих троих был и Кааб ибн Малик رضي الله عنه. Все, кто нашёл для себя оправдание, спокойно продолжали жить, общаться с людьми, как будто ничего и не было. Однако этим троим Посланник Аллаха ﷺ повелел дожидаться решения от Всевышнего Аллаха.

 

И с этого дня никто из мусульман не имел права разговаривать с ними. Им был объявлен бойкот, и их полностью оградили от общества. Когда Кааб ибн Малик رضي الله عنه спросил о других двоих, ему сказали, что это Мурара ибн Рабиа رضي الله عنه и Хиляль ибн Умайю رضي الله عنه. Оба они были преклонного возраста и сидели дома, плакали всё это время и из-за стыда не осмеливались выходить из своих домов.

 

А Кааб رضي الله عنه был молод, поэтому он выходил из дома, пытался заговорить с кем-либо, но никто не отвечал и не общался с ним. Он отправился к самому близкому своему другу – двоюродному брату, надеясь на то, что хотя бы он его поддержит и утешит.

 

Трижды поздоровался он с ним, но тот не ответил. Затем Кааб رضي الله عنه, уже в отчаянии, спросил: «Я заклинаю тебя именем Аллаха ﷻ, ответь мне. Разве я не люблю Посланника Аллаха ﷺ?» Трижды промолчал его брат и только потом ответил: «Не знаю, Всевышний Аллах лучше знает...» – и ушёл.

 

После этого Кааб ибн Малик رضي الله عنه стал чувствовать себя ещё хуже. Шли дни, печаль, грусть и осознание своего греха всё больше и больше не оставляли их в покое. Прошло сорок дней, больше месяца с ними никто не разговаривал, и тут произошло ещё одно событие.

 

К каждому из этих троих Посланник Аллаха ﷺ отправил человека передать, что им запрещается даже к своим жёнам приближаться. То есть чтобы и жёны от них отдалились. Кааб ибн Малик رضي الله عنه отправил свою жену к родителям, следуя велению Посланника Аллаха ﷺ.

 

Они не знали, что теперь им делать, не знали, как теперь жить дальше, когда сам Посланник Аллаха ﷺ  и все его сподвижники объявили им бойкот. В это время, когда просторная земля для них стала тесной, Кааб ибн Малик вышел в город, где услышал, что кто-то из делегации немусульман ищет его.

 

Один из послов нашёл его и передал письмо от их правителя, в котором было написано следующее: «Я слышал, что твой друг Мухаммад ﷺ отказался от тебя и притесняет, объявив тебе бойкот, но Аллах ﷻ не даст, чтобы тебя унизили, ты хороший человек.

 

Приходи к нам, мы тебя поддержим». Они не были мусульманами, и, прочитав это письмо, Кааб ибн Малик رضي الله عنه понял, что этот правитель, пользуясь случаем, хочет переманить его на свою сторону. Это ещё больше напугало его, потому что понял, в каком плачевном положении он находится, что даже немусульмане предлагают перейти ему на их сторону.

 

Он категорично выразил им отказ. Прошло пятьдесят дней после этого события. И вот после утреннего намаза Кааб ибн Малик رضي الله عنه услышал долгожданный возглас: «О Кааб ибн Малик, возрадуйся!» За каждым из этих троих Посланник Аллаха ﷺ отправил людей, которые с улыбкой на лице пришли к ним домой и забрали всех их в мечеть, где уже сидели Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники.

 

Любимец Творца ﷺ сказал, что пришла весть от Всевышнего Аллаха, ниспосланы аяты Священного Корана о том, где повествуется об их прощении. После чего все сподвижники радостно стали обнимать и поздравлять их так, будто их самих простили.

 

ШАХБАН ШАХБАНОВ
 

Также в рубрике

Грань искренности в поклонении

Разница между деяниями, совершёнными с искренностью (ихлясом) и напоказ (рия’), подобна разнице дня и ночи.

Благодарность раба Всевышнего

Передаётся, что один учёный как-то заметил пребывающего в печали бедняка и спросил у него: «Отчего ты

Сможет ли терпение победить зло?

Мы должны быть в речи и в наставлениях мягкими и кроткими, чтобы слушающий нас воспринимал наши наставления.

«Махач добро»

В этой истории сплелись жара и пост в Рамадан, столичные пробки, моя забывчивость и невероятная отзывчивость