20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Аверроэс – философ или врач?

Абу-ль Валид Мухаммед Ибн Ахмед Ибн Рушд родился в 1126 году в Кордове. Отец, а раньше и дед человека, ставшего известным в Европе под именем Аверроэс, занимали должности великих кадиев и пользовались огромным влиянием в обществе. Отец, согласно некоторым источникам, был Муфтием Кордовы. Возможно, и Ибн Рушда ждала такая же судьба, ведь он получил для своего времени блестящее образование, причём изучению исламского права и богословию уделялось огромное внимание. Но мальчика больше интересовали медицина, математика и философия.

Ибн Рушд жил в Андалусии и Марокко, был судьёй и придворным врачом при альмохадском халифе Абу Якубе Юсуфе (1163–1184). Примечательно, что медицине он обучался у Абу Джаафара Харуна – одного из известнейших врачей того времени.

 

И, согласно тем же источникам, тот познакомил его с древнегреческой философией, в частности с учением Аристотеля. Помимо Ибн Туфейля Ибн Рушд дружил с семьёй прославленных врачей Ибн Зухров. В некоторых работах Ибн Рушда встречается дата – 1153 год, когда он находился в Марокко в связи с проектом создания там учебных заведений по образцу тех, что были в Андалузии.

 

Во время этой поездки Ибн Рушд наблюдал звезду Канопус и проверял по ней шарообразность Земли и её относительную величину. Об этом он упоминает в своих записях.Известна также приблизительная дата – вторая половина 1168 года или первая половина 1169 года – знакомства Ибн Рушда с халифом Абу Якубом.

 

Ярким свидетельством двойственного положения философов в то время служит эпизод из жизни Ибн Рушда. Когда он предстал перед этим просвещённым халифом, тот спросил его: «Как с точки зрения философов – извечно небо или имеет начало во времени?»

 

Ибн Рушд впоследствии вспоминал: «Тут я оторопел от смущения и страха, стал отговариваться и отрицать, что занимаюсь философской наукой. Я не знал ещё, что замыслил с ним Ибн Туфейль. Поняв мою робость и смущение, повелитель правоверных обратился к Ибн Туфейлю и завёл с ним разговор по поводу заданного мне вопроса.

 

Он вспомнил, что говорили об этом Аристотель, Платон и другие философы, а также привёл контраргументы поборников Ислама, и я увидел в нём такую эрудированность, какую не мог бы предположить ни у одного из тех, кто занимается данным предметом, целиком посвящая ему своё время.

 

Он продолжал снимать с меня скованность до тех пор, пока я наконец не заговорил. И он узнал, что у меня было насчёт всего этого в уме, а когда я удалился, повелел выдать мне денег, великолепную почётную одежду и коня».

 

Об этом событии Ибн Рушд рассказывал впоследствии своим ученикам, и его рассказ дошёл до нас в передаче аль-Марракуши – математика и астронома. По указанию халифа Абу Якуба он начал работу над сочинениями Аристотеля, и во многом благодаря ему Европа узнала о греческом философе.

 

Влияние Ибн Рушда при дворе было огромным, но после смерти Абу Якуба он был оклеветан и лишён всех должностей. Все его труды были сожжены, а сам он был изгнан в 1195 году. Но прошло всего 
несколько лет, и халиф аль-Мансур вновь призвал его ко двору и осыпал милостями, но изгнание подорвало его здоровье, и 10 декабря 1198 года Ибн Рушд скончался в Марокко.

 

Аверроэс В историю европейской философии Ибн Рушд вошёл как комментатор учения Аристотеля. Как ни парадоксально, труды Ибн Рушди оказали в первую очередь огромное влияние на развитие философии христианского Запада.

 

Примечательно, что молодёжь специально изучала арабский для прочтения его трудов. При этом современники отмечают редкую целеустремлённость Ибн Рушди. Об этом свидетельствует и огромное наследие, оставленное им. Это труды по философии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. По форме его сочинения делятся на комментарии и самостоятельные работы.

 

Комментарии философского (и частично естественнонаучного и медицинского) содержания были составлены им к произведениям Аристотеля, Платона («Государство»), Александра Афродизийского («О разуме»), Николая Дамаскина («Первая философия»), Фараби (трактаты по логике), Ибн Сины («Урджуза о медицине») и Ибн Баджи («Трактат о соединении человека с деятельным разумом»). 

 

САРАТ САЛАМОВА