20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Дау и ослы

Остров Ламу, Кения, – хранилище исламской культуры В исламском мире есть ряд небольших общин, которые в значительной степени сумели сохранить в своём историческом развитии исламское культурное наследие. Именно поэтому они представляют особый интерес для учёных, изучающих историю и культуру Ислама. Первые три таких общины были рассмотрены в предыдущих номерах «АсСалама»: Гирокастра, Албания; Сафранболу, Турция; Шеки, Азербайджан.

«Город Ламу, что расположен на одноимённом острове, кажется  неземным, когда вы приближаетесь к нему с берега. В небольших бухтах пришвартовано огромное количество парусников –издалека кажется, словно мачтовый лес вырос вдоль береговой линии.

 

И только купола мечетей высятся над мачтами парусников, называемых на арабском дау. Но с приближением к берегу иллюзия рушится, и город всё больше напоминает оживлённый улей. Здесь вдоль людной набережной снуют торговцы с деревянными повозками снеди, вальяжно греются на солнце кошки, прикормленные рыбаками, и сотни отдыхающих создают неповторимую атмосферу портового города.

 

От набережной в центр ведут маленькие улочки, иные такие узкие, что и осёл не протиснется. Здесь всё чаще можно встретить женщин в длинных одяниях, традиционных для этого региона: чёрных халатах bui-bui.     Отовсюду доносятся ароматы жарящегося на открытом огне мяса, запах дров, которыми до сих пор топят во многих домах, построенных из рифового камня».

 

Так записал свои впечатления один из туристов, посетивший главный город острова Ламу, одного из тех, что окружают кенийское побережье недалеко от границы с Сомали. Исторической «родиной»  города Ламу является наиболее хорошо сохранившееся поселение суахили в Восточной Африке, которое в значительной степени сберегло свой традиционный образ жизни.

 

Термин «суахили» (от арабского «сахел» – «побережье») относится к гибридной афроарабской исламской культуре прибрежных городов-государств, которая развивалась с раннего исламского периода и бытовала примерно на 3000 км от Сомали до Мозамбика, связанного морем с Аравией, Персидским заливом и западной Индией благодаря сезонно чередующимся муссонным ветрам, обеспечивавшим регулярные предсказуемые связи и торговлю через север Индийского океана и вдоль его побережий.

 

Ламу непрерывно населяли люди более семисот лет (о нём впервые упомянул арабский путешественник Абу аль-Махасини, который в 1441 году встретился с судьёй из Ламу в Мекке). Этот остров был крупным торговым и религиозным центром.

 

Он был захвачен португальцами в 1505 году, когда они получили контроль над северной частью Индийского океана, но к 1652 году архипелаг попал под действие Оманского протектората. В конце XIX века Ламу и Кения в целом попали под британское колониальное правление, а политическую независимость обрели только в 1963 году.

 

В настоящее время Ламу является единственным историческим поселением на восточноафриканском побережье, сохранившим большую часть своего первоначального облика и характера, относительно не затронутого европейской колонизацией и модернизацией.

 

Его торговцы служили посредниками в торговле в Индийском океане между арабскими купцами и африканскими ремесленниками, строителями лодок, каменщиками и резчиками по дереву, которые процветают здесь по сей день.

 

Старый город Ламу с его узкими извилистыми улицами и чисто побеленными зданиями под пальмовыми соломенными крышами и ровными коралловыми стенами, скрывающими внутренние дворики и интерьеры со сложной отделкой стен и потолка и массивными резными деревянными дверями, был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2001 году.

 

В трёх километрах к югу располагается меньший город Шела, который тоже сохраняет свою суахилийскую архитектурную структуру и общий вид. В Ламу (с населением 24000 человек) нет дорог, только городские переулки и пешеходные дорожки, а ослы являются основным видом транспорта.

 

Жители и посетители передвигаются пешком или на лодке, а ослы используются для перевозки товаров и материалов. Дау с их большими парусами и латунной оснасткой в большом количестве видны над береговой линией и используются рыбаками помимо прочего для перевозки пассажиров и грузов как на соседние острова, так и в порт Момбасы, расположенный ниже кенийского побережья.

 

Исламские традиции сильны в Ламу. Как и на большей части суахилийского побережья, с XIV века его население – в основном мусульмане-сунниты, которые придерживаются шафиитского мазхаба. Их скромное, консервативное и сплочённое общество сумело сохранить свои традиционные ценности. Дети посещают исламские школы для изучения арабского языка и Корана.

 

Они воспитаны в рамках приоритета семейных ценностей, в уважении к старшим – всё это присуще традициям суахили. Женщины вне дома носят одежду, соответствующую исламским традициям, – это или абаи, или напоминающие халаты с капюшоном платья буибуи. Мужчины носят саронг или канзу, белое платье, доходящее до ног, и кофию, изящно вышитый головной убор.

 

Здесь Ислам – основа жизни, благодаря чему  общество существует на основе таких духовных ценностей, как равенство, взаимное уважение и гостеприимство, которое демонстрируется посетителям. С призывом к полуденной молитве Зухр все магазины закрываются и работа прекращается.

 

В сумерках вечерний призыв к молитве Магриба опустошает набережную, мужчины возвращаются домой к своим семьям после посещения мечети. Населению Ламу не свойственна активная ночная жизнь. Алкоголь запрещён в общественных местах и дома и доступен только в ограниченном количестве в лицензированных туристических объектах.

 

На острове Ламу двадцать три мечети, в том числе мечеть Рияд конца XIX века. Большинство из них представляют собой скромные народные сооружения, узнаваемые по характерным побеленным минаретам. Люди острова Ламу Шейх аль-Хабиб Свалех ибн Алауи Джамал аль-Лейл (1853– 1936), шариф (потомок Пророка Мухаммада ), выходец и приверженец алавийского тариката из Хадрамаут, Йемена, поселился на Ламу в 1880-х годах и стал очень уважаемым религиозным учителем.

 

Он был реформатором, который поощрял образование среди маргинализированной части населения и бывших рабов и очень успешно собирал вокруг себя студентов. В 1892 году он построил мечеть Эр-Рияда, а при ней – медресе.

 

После его смерти сыновья продолжали поддерживать медресе, которое в настоящее время является самым продолжительно действующим и одним из самых влиятельных учебных заведений Ислама в мире суахили. Суфийские тарикаты являются неотъемлемым аспектом Ислама в Ламу (и на всём побережье суахили), а шейх аль-Хабиб Свалех – самый почитаемый суфийский лидер на архипелаге: его потомки являются хранителями его наследия.

 

В мечети Рияд есть ценная коллекция рукописей, самая богатая в регионе, которая включает в себя важные тексты, написанные на кисуахили аджами (язык суахили, написанный с использованием арабского алфавита). Он является уникальной частью кенийского, восточноафриканского и африканского исламского наследия.

 

Находящийся под угрозой исчезновения, недавно он был оцифрован и каталогизирован при поддержке Британской библиотеки и в сотрудничестве с Университетом Кейптауна, Южная Африка. Доступ ко всей коллекции теперь есть и в сети Интернет.

 

Вдоль всего восточноафриканского побережья мусульманского суахили празднование дня рождения, жизни и уроков Пророка Мухаммада  является важным аспектом как личной преданности, так и публичного поклонения на архипелаге Ламу. Пророк  почитается как «связующая сила религии» (kifugo cha dini) и «заступник в Судный день» (mwombezi wa kiyammi). Мечеть Рияд является центром Фестиваля Ламу Мавлиди, который проводится каждый год в последнюю неделю месяца рождения Пророка .

 

Достопримечательности города Помимо его мечетей, другими значимыми историческими зданиями в старом городе являются форт Ламу, построенный султаном острова Пате в начале XIX века на берегу моря, превосходный музей Ламу и дом-музей суахили (предоставляющие посетителям возможность познакомиться с традиционной жизнью в аутентичном жилище).

 

Ряд важных археологических памятников на архипелаге тоже проливают свет на местную историю и культуру. Раскопки в 1980-х годах в Шанга на острове Пате показывают, что мусульмане жили здесь с конца VIII – начала IX века.

 

Здесь также находятся руины одной из самых ранних коралловых каменных мечетей на побережье суахили, датируемой первой половиной XI века. Руины исламского поселения XV—XVI веков находятся в Таква на соседнем острове Манда.

 

В Ламу хорошо развита туристическая инфраструктура, а исчерпывающая информация для посетителей легко доступна в Интернете. Большая часть туристического жилья состоит из тщательно отреставрированных традиционных суахилийских домов, используемых как вариант недорогих гостевых домов.

 

Есть также частные виллы и отели, а также уединённые высококлассные места отдыха для  богачей и знаменитостей (Барак Хусейн Обама провёл здесь медовый месяц). Посетители могут насладиться разнообразием мест, где можно отведать местные кулинарные изыски, свойственные разным народам, смешавшимся на острове на протяжении веков.

 

В рецептах присуствуют свежие морепродукты, кокосовые орехи, тропические специи, фрукты и рис. Доступ к Ламу возможен только из Кении. Из Найроби выполняются ежедневные рейсы, прямые или с небольшой остановкой в Малинди.

 

Рейсы также отправляются из Момбасы. Один летит на небольшую взлётнопосадочную полосу на Манда с трансферами в Ламу и обратно (прямо напротив) на лодке. Несмотря на глобализацию и неизбежное вторжение политики, Ламу сегодня остаётся таким же мистическим, экзотическим и тихим местом.

ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ