19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Пока не поздно, не упусти его

Когда мы говорим слово «гость», у каждого из нас возникают ассоциации с человеком, который пришёл к нам в дом.

Но есть ещё особый гость, который приходит к нам пять раз в день. И это намаз. Он самый важный гость в нашей жизни. Не может быть ничего важнее этого гостя. А подумали ли мы, насколько хорошо принимаем его? Всевышний Аллах ﷻ отправляет Своего гостя к нам. А готовы ли мы принять его должным образом? Если не получается принять его должным образом, то имейте намерение исправить данную ситуацию.

 Имейте крепкое намерение каждый раз принять этого гостя наилучшим образом. Когда к нам приходит гость, мы ему оказываем уважение, усаживаем и угощаем его разными блюдами. А как же насчёт намаза? Его надо принять так же почтенно, как и важного гостя, и угощать разными блюдами. Под словом «угощать»  одразумевается совершать намаз со всеми его условиями и желательными действиями, проявляя искренность и смиренность перед Всевышним.

 Под выражением «получать удовольствие» имеется в виду смывание грехов. Намаз эффективно смывает грехи, если мы отдадимся ему полностью. Однажды Пророк ﷺ спросил своих сподвижников: «Как вы думаете, если перед вашим домом  будет протекать река, в которой вы будете купаться пять раз в день, останется ли что-либо из грязи на вашем теле?». Они ответили: «Нет, не останется». «Точно так же пятикратный намаз очищает вас от прегрешений», – сказал им Посланник Аллаха ﷻ.

 Но мы должны знать, что намаз очищает от прегрешений в том случае, если мы совершим его как подобает и как требует от нас Всевышний Аллах ﷻ. Чтобы человек понял суть и важность намаза, приведу в доказательство ценные свидетельства. От Кахб аль-Ахбара   передают: «Когда Пророк Муса عليه السلام вёл беседу со Всевышним, Господь ему сказал: “Я одарил общину Мухаммада ﷻ четырёхракаатным намазом. В первом ракаате смываются грехи молящегося, во втором весы его благих деяний становятся увесистыми. В третьем ракаате уполномоченные ангелы будут просить за него прощения и читать славословия. На земле и на небесах не останется ни одного ангела, который бы не просил прощения за его грехи. А за кого ангелы просят, того никогда не коснётся огонь Ада. В четвёртом ракаате для него откроются врата небес и оттуда на него будут смотреть райские гурии. Этим намазом является обеденный намаз. О Муса عليه السلام! Ещё Я даровал общине Мухаммада ﷻ четырёхракаатный намаз, и это предзакатный намаз. Я исполню все их просьбы. О Муса عليه السلام! Ещё Я им даровал трёхракаатный намаз, и это вечерний намаз. В это время открываются врата небес. О Муса عليه السلام! Ещё Я им даровал четырёхракаатный намаз, который лучше, чем этот мир и всё, что в нём находится, и они покидают этот мир очищенными от грехов, подобно новорождённому ребёнку, и это ночной намаз”».

 Подумайте, сколько милостей и благодати в этом мире приносит нам намаз. Как мы уделяем внимание тому, кто обошёлся с нами хорошо и   помог нам, так же нам стоит уделять должное внимание тому, кто приносит нам блага для Того света. Рассказывают, что Абу Аббас аль-Жавалик занимался шлифовочной работой. Он забыл имя того, кто ему должен был отдать долг за выполненную работу. Совершая намаз, всё это время он думал об этом человеке, дабы вспомнить его имя. Но он никак не мог вспомнить  имя того человека. Обратившись к ученику, мастер сказал: «Весь намаз я думал, кому же я в долг делал работу». Ученик спросил: «Ты намаз делал или же думал о шлифовке?». Слова ученика очень затронули Абу Аббаса до глубины души. Потом он отрёкся от этого мира и встал на путь борьбы с нафсом. Как мы должны оберегать намаз? Об этом Всевышний нам в Коране поведал немало. И всё же каким образом?

 В намазе мы должны сохранять сердечную смиренность. Потому что именно сердце управляет всем телом и только оно способно долго удерживать эту смиренность по сравнению с другими органами. Очевидно, что другие органы не могут сохранять смиренность, а только лишь неподвижность. Сердце – посредник между душой и телом, который находится в середине, поэтому его назвали сердцем. Смиренность не является атрибутом тела, это атрибут сердца. Поэтому сердце надо очищать от всего непристойного и от грязи. За ним надо тщательно следить.

 Поэтому Всевышний в Коране сказал (смысл): «Так в этом есть назидание тому, у кого есть сердце, или кто обращает внимание к тому, что видит» (сура «Каф», аят 37). Здесь Всевышний даёт понять о тех общинах, которые были до нас, и как Он их погубил. И в следующем аяте Аллах ﷻ говорит, что всё это может осознать только тот, у кого есть сердце. Имеется в виду – у кого есть проницательность. Потому что все имеют сердце, но не каждый обладает проницательностью.

 У раба Аллаха ﷻ есть два предстояния перед Всевышним ﷻ. Первое стояние будет перед Ним во время молитвы, а второе – когда наступит Судный день – в ожидании встречи с Ним. Кто достойно выстаивал первое стояние, для того второе не будет трудным, а для того, кто относился к первому стоянию пренебрежительно и не отдавал ему должного внимания, второе стояние окажется трудным. Об этом говорится и в хадисе. Да поможет нам Всевышний ﷻ почитать намаз и выполнять его так, как следует. Амин!

ШАМИЛЬ МАГОМЕДОВ. Г. БУЙНАКСК