Полное омовение

По Шариату полное омовение – это доведение чистой воды до всего тела. Основанием этому служат слова Всевышнего Аллаха (смысл): «Если вы осквернены, то есть имели половое сношение, мойтесь с головы до ног и очищайтесь» (сура «Аль-Маидат», аят 6).

статья опубликована в номере: 38 (579) / от 15 июля 2019 (Зуль-каада 1440 г.)
114

При полном омовении, будь это омовение после месячных и прекращения послеродовых выделений или после половой близости, нужно омыть всё тело, доводя воду до каждой его части, до кончиков волос и между всеми складками. Омовение нужно проводить тщательно.

 

Обязательным является омывание водой тела один раз. После очищения человеку дозволяется всё, что было запрещено в осквернённом состоянии. Также он получит за это вознаграждение, так как это есть поклонение Всевышнему и исполнение Его повеления. В Шариате омовение делится на полное и малое.

 

Полное омовение – это купание, малое – это омовение перед намазом.

 

Полное омовение обязательно в следующих случаях:

– семяизвержение, даже если оно произошло не в результате половой близости, а как поллюция, через самовозбуждение и т. п.;

– половая близость, даже без семяизвержения;

– обнаружение семяизвержения после пробуждения ото сна, при этом человек не помнит о поллюции;

– обнаружение влаги на одежде после прихода в сознание или отрезвления, если есть подозрение на семяизвержение;

– очищение после месячных и послеродовых выделений. Таким же образом нужно омыть и покойника.

 

Обязательные действия при полном омовении:

– полоскание полости рта;

– полоскание носовой полости;

– мытьё тела полностью (в том числе места под кожей полового органа, у кого не сделано обрезание, полости пупка и т. д.);

– доведение воды до всех волос, если у мужчины есть косы, даже если придётся их расплести. Косы женщины расплетать необязательно;

– доведение воды до кожи лица, под густой бородой;

– доведение воды до кожи под усами;

– мытьё бровей и кожи под ними;

– мытьё той части полового органа женщины, которая выявляется при приседании.

 

Желательные действия:

– чтение «Басмаллы» («Бисмилляхи ррахмани ррахим»);

– совершение намерения;

– мытьё рук до локтей включительно;

– удаление нечистот (если на теле есть кровь, то её смывают, не давая растекаться);

– предварительное мытьё половых органов;

– совершение малого омовения, как перед намазом. Мытьё ног лучше отложить, если купаетесь там, где собирается вода, так как придётся мыть их дважды.

 

Воду льют на тело три раза, каждый раз омывая все части тела. После мытья головы моют правое плечо, затем левое.

 

Также желательно проводить руками по всему телу, а во второй раз доводить воду до всех его частей.

 

Тому, кому надлежит купание, греховно:

– совершать намаз;

– дотрагиваться до Корана;

– совершать таваф (семикратный обход Каабы);

– читать аяты Корана наизусть. Если аяты читаются в качестве дуа (мольбы) или для поминания Аллаха ﷻ, то в этом нет греха;

– входить в мечеть. Пророк ﷺ сказал: «Поистине, мечеть не является дозволенным для посещения женщинам в период месячных и для осквернённого» (то есть того, кто обязан искупаться) (Ибну Маджах).

 

Этикет и рекомендации

Этикет полного омовения соответствует этикету малого омовения. Но при полном омовении не надо поворачиваться в направлении киблы, ибо аврат (срамные части тела) человека может быть выставлен. Если аврат будет укрытым, то можно повернуться.

 

При полном омовении желательно не разговаривать. Желательно купаться в укрытом от людей месте. Порицаемо смотреть на свой аврат. При совершении полного омовения также порицаемо совершать действия, порицаемые при малом омовении.


Полное омовение желательно совершать:

– перед джума-намазом;

– для праздников Ид уль-Адха и Ид ульФитр;

– для вступления в обряды хаджа и умры; – перед стоянием в долине Арафат (желательно искупаться после зенита, ибо это самое достойное время для начала пребывания там). Полное омовение приветствуется 
совершать (вознаграждаемо):

– принявшему Ислам; – очистившемуся от месячных, послеродовых выделений и после половой близости;

– достигшему совершеннолетие (15 лет по лунному календарю для юношей и девушек);

– протрезвевшему;

– после кровопускания;

– после мытья покойного;

– в ночь Бараат (серединная ночь месяца Шаабан);

– в Ночь предопределения и могущества (Лайлят уль-Кадр) – если точно увидел Лайлят уль-Кадр или доподлинно известно о наступлении этой ночи;

– перед вступлением в Медину (из уважения к городу Пророка ﷺ);

– тому, кто бодрствует в ночи, находясь в долине Муздалифа;

– перед рассветом или после него, в день Курбан-байрама;

– при вступлении в Мекку; – перед совершением намаза затмения луны или солнца;

– перед совершением намаза о прошении дождя; – перед намазом отведения страха;

– при сильном ветре (ночью или днём);

– покаявшемуся в грехах;

– по возвращении из путешествия;

– приговорённому к смерти;

– перед обрядом бросания камешков на джамарат во время хаджа (в Мекке) в день Курбан-байрама.

 

Важно помнить

Доводя до совершенства внешнюю чистоту, не забывайте о чистоте внутренней, – а это искреннее покаяние, очищение сердца от злонравия (клеветы, злословия, зависти и т. д.) и сохранение всех частей тела от греховного.

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 15.10.2019 (по Ханафи)

1. – Можно ли совершать дополнительные намазы, сидя в машине? 2. – Можно ли совершать намаз в Каабе? 3. – В

Ответы на вопросы от 01.10.2019 (по Ханафи)

1. – Обязан ли совершать пятничный (джума) намаз незрячий? 2. – Какой довод есть по поводу протирания одной

Ответы на вопросы от 15.09.2019 (по Ханафи)

1. Как правильно совершать рукопожатие при встрече: одной рукой или двумя? 2. Может ли мусульманин оставить

Ответы на вопросы от 15.09.2019 (по Ханафи)

1. Как правильно совершать рукопожатие при встрече: одной рукой или двумя? 2. Может ли мусульманин оставить