Красивые слова о набожности
1. Один из учёных сказал: «Благочестие (вара) – это отказ от сомнительного».
2. Также было сказано: «Явное благочестие в том, чтобы человек не совершал никаких действий, кроме как ради Аллаха ﷻ. А скрытое благочестие в том, чтобы в твоё сердце не вошло ничего, кроме Всевышнего Аллаха ﷻ».
3. Суфьян ас-Саври сказал: «Я не видел ничего проще соблюдения благочестия: то, в чём есть малейшее сомнение, ты оставляешь».
4. «Благочестие – это оберегание своего языка от похвалы и порицания».
5. Когда у одного учёного-богослова спросили: «Что главное в религии?» – он ответил: «Благочестие». А когда его спросили: «Что является бедой в религии?» – он ответил: «Алчность к мирскому».
6. Также сказали: «Всевышний Аллах ﷻ ниспослал откровение пророку Мусе : «Не приближаются ко Мне рабы посредством чего-либо лучшего, чем благочестие и отрешённость от мирского».
7. Абуль-Фаварис аль-Кирмани сказал: «Признаком богобоязненности является благочестие, а признаком благочестия – отказ от совершения сомнительного».
8. Также было сказано: «Отдалитесь от лжи, вероломства и хулы и затем совершайте всё, что хотите».
9. Праведниками сказано: «Кто притупил взор от запретного, удержал нафс от совершения сомнительного, наполнил свой внутренний мир постоянным обращением к Аллаху ﷻ, а внешность – следованием Сунне Пророка ﷺ, приучил себя потреблять только дозволенную пищу, того проницательность и интуиция не подведут».
10. Шакик говорил: «Самыми достойными нравственными качествами человека являются четыре: проявление кротости в гневе, щедрости в бедности, правдивости во всех обстоятельствах и соблюдение благочестия в уединении».
11. Один из учёных-богословов говорил: «Не усовершенствуется благочестие человека, пока он не будет считать обязательными десять вещей:
1) сохранение языка от хулы;
2) воздержание от насмешек над другими;
3) избегание плохого мнения о ком-либо;
4) притупление взора от запретного;
5) правдивость в речи;
6) осознание милости Аллаха ﷻ, дабы не восхищаться собой, собственными заслугами;
7) расходование своего имущества в благом, а не в порицаемом;
8) отказ от честолюбия и высокомерия;
9) оберегание предписанных молитв и старание совершать их с коллективом мусульман;
10) постоянное и неукоснительное следование по пути людей Сунны».
Примеры благочестия праведных предшественников
Приведём ниже несколько историй о благочестии, скрупулезности в соблюдении предписаний религии, рассказанных праведными предшественниками:
1. Передано: «Хассан ибн Абу Саннан не спал лёжа, не ел жирную пищу и не пил холодной воды».
2. Отец Аль-Хариса альМухасиби был приверженцем кадаритов. Когда отец умер, АльХарис посчитал благочестием отказаться от наследства, поскольку опасался, что отец умер не в убеждении людей Сунны (ахлю сунна валь джамаа). Потому что, согласно хадису, люди разной веры не мо
гут быть наследниками друг другу: «Представители двух разных религий не получают наследство друг от друга».
3. Абу Али ад-Даккак рассказал: «Если Аль-Харис аль-Мухасиби протягивал руку к сомнительной еде, то у него на пальцах начинали дрожать вены. Однажды Джунайд аль-Багдади из свадебного угощения своего родственника принес Аль-Харису еду. Однако Харис отказался от нее. А когда ему через несколько дней преподнесли сухие куски хлеба, он поел их и сказал: «Когда вы преподносите мюриду еду, то лучше такую».
4. Хамдун аль-Кассара находился рядом с другом, когда тот умер. После его смерти Хамдун погасил светильник. Присутствовавшие рядом сказали: «В таких случаях в лампе увеличивают масло». На это Хамдун ответил: «До этого времени хозяином масла в лампе был он, а с этого момента масло стало собственностью его наследников».
5. Имам Аш-Шаарани говорил: «С нас взяли обеты, чтобы мы не разрешали слугам входить к нашим семьям, даже если они были лишены страстей (т.е. были евнухами)». Праведные предшественники выбрали отказ от роскоши в еде, питье, одежде и жилище. Так, повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб запрещал своему сыну отведывать одновременно два разных блюда, если для утоления голода хватало одного из них, и велел все сверх необходимого раздать.
Отдаление от людей
Вред от чрезмерного общения с людьми
Знайте, уединение (халват) – это отказ от привязанности сердцем к людям, даже когда находишься среди них. Избегание людей (узлат) – это отдаление от государственных мужей путем отказа от стремления получить материальные ценности, которыми они обладают, а также отдаление от мечтаний и страстей нафса при условии настойчивого соблюдения благочестия (вара).
Передано от Посланника Аллаха ﷺ: «Благополучие – в уединении, а беда – среди двоих людей.
Пусть ваши тела будут с людьми, а сердца – вместе с Аллахом ﷻ». Также он сказал: «У меня есть специальное время пребывания вместе с Аллахом ﷻ, в котором нет места ни для приближённого к Аллаху ﷻ ангелу, ни для посланного Пророка ﷺ». Говорят, что это и есть время уединения.
Знай, не может обрести сладость поклонения тот, кто проводит много времени с людьми, привязываясь к ним сердцем. Существует опасность плохого конца для того, кто чрезмерно любит мирское. Нет надежды, что выбравший дружбу с притеснителем будет пребывать на правильном пути в религии. Редко обретает довольство Всевышнего Аллаха тот, кто ищет довольства людей. Наиболее полезные для раба действия: постоянное хранение молчания; пребывание дома; избегание людей, но не по причине высокомерия и самолюбия, а считая себя недостойным появляться среди людей и будучи убежденным, что можешь нанести им такой же вред, что и бешеная собака.
Нет сомнения в том, что никто не может уберечь себя от совершения греха, когда общается с людьми. Даже если человек сможет уберечь свой язык от греховного, то он обязательно услышит греховное. А слушающий является соучастником говорящего в грехе.
Рассказывают, что Джунайд аль-Багдади говорил: «Кто хочет, чтобы его религия оставалась в целости, а тело – в спокойствии, пусть избегает людей. Наше время – это время, когда разумного человека охватывает страх, забота и печаль, кроме того человека, кто выбрал для себя одиночество».
ИЗ КНИГИ МУФТИЯ ДАГЕСТАНА ШЕЙХА АХМАДА-ХАДЖИ АБДУЛАЕВА "БЛАГОНРАВИЕ ПРАВЕДНИКОВ"