19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Сокровищницы: доступ к исламскому культурному наследию через русские музеи

В ряде крупных музеев Российской Федерации имеются значительные запасы, связанные с Исламом и исламским культурным наследием, подкреплённые многолетними образцовыми научными исследованиями, выставками и публикациями. Эти учреждения культуры находятся в ведении Министерства культуры Российской Федерации. В последнее время значительные национальные ресурсы были представлены на выставках, в каталогах и других публикациях, касающихся Ислама и исламской культуры в России и других местах.

 Недавно в Российском этнографическом музее г. СанктПетербурга прошла прекрасная выставка «Мир татарской культуры XIX–XX веков», на которой впервые были представлены артефакты, раскрывающие как общие, так и отличительные черты различных татарских обществ в России. И хотя основное внимание уделяется традиционным костюмам и аксессуарам казанских татар (самая крупная татарская община в России), можно было увидеть праздничную и повседневную одежду мишарей, касимов, костромских, сибирских, крымских татар, нагайбаков и кряшен.

Среди наиболее впечатляющих предметов существующих известных ремёсел татар – ювелирные изделия, кожгалантерея и вышивка. Российский этнографический музей уже давно является ведущим институтом этнографических исследований и сбора в Евразии и располагает обширными сборниками материалов, относящихся к исламским и другим обществам региона. Он имеет особые преимущества в отношении Кавказа и Крыма.Татарская девочка. Фотография, 1903 г.

 Первая крымская коллекция была приобретена музеем на Всероссийской выставке кустарного промысла 1902 года, а годом позже – его первые кавказские приобретения. Многие великолепные крымско-татарские изделия экспонировались на специальной выставке в 2014 году. В музее экспонируются две постоянные и чётко представленные выставки, посвящённые исламской тематике. Выставка под названием «Северный Ислам конца XIX – начала XX века» посвящена мусульманским традициям Поволжья и Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана, Кавказа и Крыма. Там же представлена выставка, посвящённая «Культуре повседневности в центрально-азиатских городах».

 В марте этого года музей в сотрудничестве с Лейденским институтом рационального монотеизма и журналом «Манускрипта Ориенталия» предпринял историческую и этнографическую экспедицию в Султанат Оман при поддержке его министерства по делам вакфов и религии. Его цель состояла в том, чтобы исследовать существующее культурное наследие этой части Аравийского полуострова, поскольку оно связано с доказательствами описанной в Коране повседневной, материальной жизни Аравии в VI–VII вв.

 В первый раз русские этнографы получили возможность реализовать исследовательский проект на территории Омана, одного из наиболее отличительных исторических и культурных районов Аравии, сохранившего нетронутым многие старые традиции и технологии, которые могут помочь в восстановлении ранних исламских этнокультурных моделей. Собранные данные будут изданы в виде монографии. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге также имеет значительные коллекции по всему исламскому миру, многие изображения с высоким разрешением доступны на его вебсайте.

 Почётное место в Эрмитаже отдано Дагестану – это единственная республика в Федерации, у которой есть постоянный выставочный зал, посвящённый исключительно его средневековому культурному наследию. К этим экспонатам можно получить доступ через виртуальный тур на 360 градусов, тоже доступный через веб-сайт музея. В прошлом году музей провёл День Йемена и выставил древние предметы из Йемена и Сирии из своих коллекций. Цель акции – привлечь внимание к культурному, историческому и художественному наследию Йемена и напомнить миру о культурной трагедии – варварском разрушении и разграблении исторических артефактов и памятников на Ближнем Востоке, которое продолжается и сегодня.

 Третий музей в СанктПетербурге, который имеет коллекции исламских культурных  артефактов, является, по сути, первым и самым старым в России – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Музей был основан царём и был открыт в 1719 году, он имеет значительные коллекции, чаще всего связанные с повседневной жизнью, собранные главным образом в XIX веке. Хотя немногие артефакты из исламских культур находятся в постоянной экспозиции, в настоящее время он предоставляет обширный онлайн-доступ к оцифрованным изображениям исламских коллекций (начиная с казахской культуры).

 Музей особенно известен в научных и художественных публикациях, связанных с Исламом. Примером является прекрасный иллюстрированный каталог выставки «Грёзы о Востоке: Русский авангард и шелка Бухары», изданный в 2006 году. Те, кто живёт в Москве или собирается её посетить, могут побывать ещё в одном крупном национальном музее, в котором особое внимание уделяется азиатским культурам, в том числе Исламу, – Государственном музее восточного искусства. Он также имеет значительные коллекции и интеллектуальные ресурсы, связанные с исламской культурой, в частности отдельные экспонаты, представляющие собой образцы народных искусств и ремёсел регионов преимущественно исламского наследия со всего бывшего СССР, включая Дагестан, Узбекистан, Таджикистан и т. д.Крымские татары выходят из мечети. Auguste Raffe, печать, 1834 г.

 Замечательный культурный институт всё ещё развивает своё присутствие в Интернете. Все вышеупомянутые государственные музеи имеют как государственные образовательные и информационно-пропагандистские программы, так и специализированные библиотеки и архивы, которые доступны для тех, кто имеет исследовательский интерес. В тех республиках Российской Федерации, где превалирует мусульманское население, тоже имеются музейные коллекции, связанные с исламским культурным наследием. Например, Республика Татарстан располагает богатыми коллекциями в своём Национальном музее в Казани, в 
котором особенно энергично ведётся работа по ознакомлению с ними общества.

 В Национальном музее Чеченской Республики, в г. Грозном, проходит интересная этнографическая выставка. Есть также музей в бывшем дворце крымско-татарских ханов в Бахчисарае, который могут посетить те, кто интересуется богатой крымско-татарской культурой. Республика Дагестан имеет прекрасный музей в Махачкале – Дагестанский музей изобразительных искусств, с экспонатами, посвящёнными его культуре на протяжении веков, с артефактами, раскопанными и собранными за последние 150 лет, а также художественными работами, документирующими повседневную жизнь и обычаи народов гор и степей. У этого учреждения есть соответствующая исследовательская и издательская программа. Кабардинский гвардеец Императорского эскорта. Печать, 1813 г.

В Дагестане разрабатываются высококачественные иллюстрированные книги, отражающие различные аспекты его исламского культурного наследия, в частности изданные махачкалинским Издательским домом «Эпоха» (например, Ш. Микаилов. «Все аулы Дагестана», 2 тома, 2011–2012; Ж. Абуева. «Дагестанская кухня», 2012). В республике уже десятки лет учёные публикуют свои исследования, ярким примером которых является недавняя «История искусства дагестанского горного региона, сконцентрированного в Кубачи»: М. М. Маммаев. «Искусство Зирихгерана – Кубачи XII–XV вв. и его место в системе художественных культур Востока и Запада», 2014 (также опубликован «Эпохой»).

 Публикации, освещающие исламское духовное наследие, также переживают заметный подъём в Дагестане. Все перечисленные четыре региональных музея (в Татарстане, Чечне, Крыму и Дагестане) являются ценными ресурсами для понимания и сохранения исламского культурного наследия. Однако, в отличие от трёх государственных музеев в Санкт-Петербурге, ни у кого ещё нет развитого виртуального веб-представительства или доступа к оцифрованным изображениям своих фондов. Такой публичный доступ следует поощрять, и мы с нетерпением ждём.

 Мы рекомендуем нашим читателям посетить представленные здесь музеи – лично или через Интернет. Вы, несомненно, будете тронуты и вдохновлены увиденным, тем, какие красивые и полезные вещи (и с каким мастерством и изобретательностью) создавали наши предки. Представители этих сообществ были связаны между собой верой во Всевышнего и доверием к Пророку Мухаммаду , который сказал: «Аллах  прекрасен, и Он любит красоту» («Сахих Муслим», № 911).
Татарская девочка. Фотография, 1903 г.

 ИСЛАМ И НАУКА  
ГАЙ ПЕТЕРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ